Вступление №2

Вступление №1

“О том как, зачем, к чему и почему”

(Только для взрослых)

Так случилось, что с тех времен, когда ушла в небытие Всесоюзная Пионерская организация имени В.И.Ленина, многие понятия, с ней связанные, стали теряться и уходить, многие разработки просто-напросто забылись, потому что не хватало сил у той небольшой группы людей, оставшихся верными Пионерии вести одновременно и методическую и кадровую и научную и другие работы в организации, не говоря уже о непосредственной работе с детьми.

Эта методичка – попытка вспомнить и не потерять одну из интереснейших методических наработок пионерской организации 80-х годов – понятие «Младший инструктор». Написана она, в общем-то, для детей, которые готовятся работать в этой позиции, но может быть адресована и старшим инструкторам, которые непосредственно работают с младшими. Подразумевается, что на позицию младшего инструктора в силу определенных условий своего психофизиологического развития ребенок может встать примерно к возрасту 14-15 лет, не раньше, поэтому данный курс писался в расчете именно на этот возраст.

Вступление №2

“О чем эта книжка ”

(Только для детей)

Ну вот, ты и становишься Младшим. Легко это или трудно? Скучно или интересно? Все зависит только от тебя самого. Любая работа может быть интересной, а может быть в тягость, и разница только в том, как ты ее будешь воспринимать.

В любом случае, разу хотим тебя предупредить – работа младшего инструктора – с нашей точки зрения непростая. И опять же с нашей точки зрения очень интересная. И уж несомненно, прежде чем за нее приниматься неплохо бы выяснить для себя, что придется делать, за что отвечать и чем заниматься. Поэтому этот курс будет построен в форме вопросов и ответов. Вопросов – тех, которые несомненно возникают у любого, кто впервые сталкивается с этой работой. Ответов – тех, которые на наш взгляд полностью помогают решить проблему.

Вопрос первый. Кто такой Младший инструктор и зачем он нужен?

Итак, Младший инструктор. Сначала конкретные положения. Обычно, младший инструктор – это ребенок, который уже достаточное время провел в коллективе, знает и умеет гораздо больше новичка и даже пионера среднего уровня. Обычно так получается, что это подросток 14-15 лет, реже более младший. В коллективе (для простоты и конкретности коллектив мы далее будем называть отрядом) он работает на позиции обычного пионера – у него нет никаких привилегий, никаких льгот, никаких прав. Есть, вероятно, какие-то обязанности, но об этих обязанностях в отряде разговор обычно не идет – отряд не выбирал младшего на эту должность, не отряду у младшего и спрашивать о выполнении его обязанностей.

Младшего никто не выбирает, обычно его назначают. Так кто же он такой? Помощник вожатого? Старшего инструктора? Нет. Не только. Он и штатный внутренний «психолог» отряда, помогающий разобраться в себе и своих делах и тревогах тем, кому это надо. Он и жесткий лидер и организатор, тогда, когда такое требуется. Он и умелый помощник, советчик каждому в отряде и лучший друг для большинства – такой, с которым и секретами поделиться не страшно. А еще он заводила и выдумщик, яркая звезда и несомненный кумир всего отряда. Он – высокий авторитет «на уровне», среди своих сверстников, ровесников.

Зачем нужен такой человек? Что он делает в отряде?

Сначала ответим на первый вопрос - зачем нужен такой человек.

Дело в том, что он не просто нужен. Он незаменим.

А чтобы ответить на вопрос почему это так, придется немного углубиться в психологию детского возраста.

Обычно, так уж устроена психология ребенка, что он гораздо больше доверяет своим сверстникам, нежели взрослым. Этот феномен легко объясним – к возрасту 10-12 лет ребенок уже очень много наполучал от взрослых различных отрицательных эмоций – его ругают родители, учителя, все взрослые постоянно пытаются его воспитывать. А поскольку большая часть взрослых в его жизни обычно делает это совершенно неграмотно, то в глазах ребенка они выглядят исключительно как надоедливые люди, и все их слова, действия, ребенок воспринимает как нечто утомительное, но неизбежное. Редки те семьи, в которых дети воспринимают своих родителей хорошо, не конфликтуют с ними, а уж детей, у которых нет никаких претензий к учителям по пальцам пересчитать можно. Детей, которые доверяют всем без исключения взрослым, и вовсе нет. Это, наверное, правильно с их стороны, вот только новому в жизни ребенка взрослому, который, может быть, является и неплохим педагогом, и хорошим человеком и сумеет найти с ребенком общий язык очень, зачастую, бывает сложно получить у ребенка доверие. На это, обычно, уходит много времени.

Да и после этого возникает проблема двойственности отношений – с одной стороны с ребенком зачастую надо работать жестко и строго, а с другой стороны сохранять его доверие. И пока ребенок не начинает понимать и оценивать свои собственные действия правильно, это практически невозможно.

Вот тут и выходит на арену младший инструктор. Его присутствие и помогает решить эту проблему – недоверие ребенка взрослому, нежелание обсуждать с ним свои внутренние проблемы и необходимость с ним работать.

Поскольку младший инструктор - тоже ребенок, то обычно дети гораздо легче идут на контакт с ним, нежели со старшим.

С другой стороны, поскольку младший инструктор – человек, который понимает все аспекты проблем, лежащих в области работы с детьми, то он, таким образом, может эти проблемы пытаться решать.

Кстати, говоря, являясь ребенком, младший обычно видит и знает гораздо больше о происходящем внутри коллектива, нежели старший. И это очень полезно – он может вовремя предотвратить конфликт, о котором старший узнает только когда он разразится или решить еще какие-то неотложные проблемы на стадии их зарождения.

Таким образом, младший инструктор – это нечто среднее между просто ребенком и взрослым – старшим.

Позиция ребенка дает ему доверие детей и возможность найти с ними легкий контакт. Знания, которые у него есть, дают ему возможность помогать взрослому справляться с теми проблемами в сфере работы с ребенком, с которыми взрослый или не может справиться или вынужден затратить на это много сил.

Подводя итог, можно сказать, что работа младшего должна строиться по следующей схеме:

1. Найти контакт (желательно максимально близкий) со всеми членами своего коллектива (отряда)

2. Имея этот контакт использовать его в интересах старшего, которые, на самом деле, являются задачами организации.

«Найти контакт» в данном контексте обозначает, что младший должен суметь сделать так, чтобы все члены коллектива максимально ему доверяли, чтобы при возникновении внутренних проблем считали его человеком, который может и сможет помочь, человеком, с которым можно поделиться этими проблемами. Чтобы в случае возникновения проблем в группе, да и не только тогда, мнение младшего было нужным и выслушанным, чтобы в группе знали, что младший – это человек, который всегда сможет прийти на помощь, что-то придумать, как-то решить проблему.

Теперь о том, что младший должен делать, когда контакт найден. Если речь идет о лагере, то, условно говоря, прошел оргпериод – те несколько дней, во время которых занимаются экологические ниши в группе и младший сумел (или не сумел) – будем надеяться, что сумел – занять нужное ему положение в коллективе.. Что он должен в этом положении делать? Какие вопросы должны лежать в сфере его внимания, что он должен отслеживать в группе? Какие проблемы должны его беспокоить и как он их должен решать?

Тут обычно возникает множество мнений даже в кругу тех людей, которые выросли и сами прошли через систему младшего инструкторства. Вот направления его работы, которые являются основными:

- Моральный климат в отряде.

- Помощь в подготовке творческих дел.

- Взаимодействие групп внутри отряда

- Ситуация успеха для отряда и пионера

- Работа с личностью.

Главная же задача младшего инструктора

СОЗДАТЬ ПИОНЕРАМ СИТУАЦИЮ УСПЕХА.

Для лучшего понимания стоит, наверное, пояснить некоторые задачи и их содержание.

Итак:

МОРАЛЬНЫЙ КЛИМАТ В ОТРЯДЕ:

· Налаживание межличностных отношений. Нет ссор, споров, все проблемы и несогласия решаются тактично, вежливо, спокойно. Нет вражды и противостояния.

· Пионерам нравится работать в отряде, делать то, что они делают.

· В отряде должен быть дух единства, при котором каждый из пионеров отряда в первую очередь ощущает себя не просто человеком, а частью коллектива

· Все проблемы, возникающие в отряде должны быть общими, решаться сообща, недопустимо позиция: «Это касается только нас»

· Коллектив мобилен, подвижен, у него есть собственная идеология и цель, к которой он стремится. Для пионеров цель их коллектива должна быть в то же время их личной целью (целями). Такое достигается в начале работы коллектива с помощью набора ОЗЦ.

· Для коллектива важны все его члены, нет нужных и полезных и нет ненужных и неполезных. Каждый умеет что-то свое, и различие может быть только в ответственности, которую каждый несет перед коллективом за свои действия.

ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ

· Все дела коллектива должны делаться сообща, коллектив должен уметь организовать работу так, чтобы не было перегруженных и не было незанятых.

· Достижение наилучшего результата в деле должно быть одной из главных целей, как коллектива, так и всех его членов.

· При подготовке к делу должны решаться, помимо, собственно самой подготовки, несколько других задач: Обучающая (дети учатся новой, незнакомой для них деятельности, которая пригодится им в дальнейшем), Развивающая (дети видят взаимопроникновение деятельностей друг в друга, осознают для чего им необходимо знать и уметь вещи, которым они учатся в ходе дела), Воспитывающая (дети учатся работать в коллективе, при этом добиваясь максимальной результативности, что возможно только при уважительном отношении друг к другу, взаимопомощи и поддержке, постоянному вниманию к другим и к самому себе, ответственности за собственные поступки)

· Творческое дело должно способствовать тому, что ребенок заинтересуется некоторой ведущей деятельностью творческого дела.

· Новичкам дело обязательно должно понравиться, независимо от результата.

· Обязательный анализ после творческого дела должен помочь осознать ошибки и в будущем подготовить дело на более высоком уровне.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРУПП ВНУТРИ ОТРЯДА

· Все микроколлективы, существующие внутри отряда не должны бороться за первенство и лидерство, а должны работать сообща, преследуя цель всего коллектива.

· Все микроколлективы, существующие внутри отряда должны быть мобильными, подвижными и легко видоизменяться, если это необходимо для достижения цели отряда.

· Дружеские связи ребят должны помогать достижению целей коллектива, а не мешать им.

· Цель коллектива должна быть выше целей микроколлективов

СИТУАЦИЯ УСПЕХА ДЛЯ ОТРЯДА И ПИОНЕРА

· Каждое дело, которое поручено или доверено члену коллектива должно быть для него возможно выполнимым

· Каждое дело, которое поручено или доверено члену коллектива должно быть для него не слишком легким, для его выполнения он должен приложить некоторые усилия, применить знания, умения, опыт.

· Каждое дело, которое поручено или доверено члену коллектива должно быть выполнено максимально удачно.

· Почти то же самое можно сказать и об отряде.

· Каждое дело отряда не должно быть легким, оно должно быть ступенькой вверх. Не слишком высокой, но и не слишком низкой.

· Каждое дело отряда должно быть выполнено, и все члены отряда должны получить от его выполнения моральное удовлетворение и желание делать аналогичные дела еще и еще, но уж лучше.

· Каждое последующее дело или поручение должно быть посложнее и посерьезнее предыдущего.

РАБОТА С ЛИЧНОСТЬЮ

· Мы стремимся воспитать вежливого, отзывчивого, готового прийти на помощь другим ребенка.

· В то же время мы стремимся подготовить ребенка к жизни в окружающем мире: научить его внимательно отслеживать свои интересы и интересы своего коллектива.

· Мы хотим, чтобы наш ребенок был честным, справедливым и умел отстаивать свою позицию перед кем бы то ни было.

· Мы хотим, чтобы наш ребенок умел думать, анализировать, находить наилучший выход из создавшегося положения самостоятельно.

· Мы хотим, чтобы наш ребенок мог принимать ответственные решения, умел брать на себя руководство и вести коллектив к цели, как в обычных, так и в экстремальных ситуациях.

· Мы хотим, чтобы наш ребенок был свободен в общении, умел легко найти общий язык со всеми.

В свете всего вышесказанного раскрываются широкие горизонты знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок, претендующий на должность младшего инструктора. Это и психология и методика работы с коллективом и многое, многое другое.

МЛАДШИЙ ИНСТРУКТОР ДОЛЖЕН:

1. ЗНАТЬ

· Игротеку

· Психологию детского возраста

· Особенности индивидуальной работы

· Свои плюсы и минусы

· Свои задачи

2. ПОМНИТЬ

· Об антилидерах

· О форме отряда

· О том, что я – флагман

· О том, что ночь для того, чтобы спать

· О нормах этики и общения

· Об ответственности

· О том, что вечером я встречусь со своим старшим инструктором.

3. ПРЕДУГАДАТЬ

· Реакцию на ситуацию или фразу

· Лидеров и антилидеров

· Возможные конфликты

4. УМЕТЬ

· Разрешать конфликты

· Правильно распределять свое время

· Найти общий язык со всеми

· Правильно вести и оформлять свою тетрадь

· Не показывать плохого настроения

· Правильно указать на минусы

5. ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ТАКОЕ

· Пионер

· Московская Городская Пионерская Организация

· Пионерская дружина «Сигнальщики»

6. ОПАСАТЬСЯ

· Местных

· Непонимания

· Ревности

· Потери контакта с отрядом

· Потери места лидера

· Ощущения всесилия

7. ТЕРПЕТЬ.

Итак, человек, умеющий, знающий и владеющий всем вышесказанным является младшим инструктором. Как же этого всего достичь и научиться? Пойдем по порядку…

Вопрос второй. Как наладить “климат” в отряде?

· Над ним нужно работать всегда

Младший остается младшим всегда – и днем и ночью. Поэтому ни на минуту он не должен забывать о своих задачах и решать их везде – от сбора отряда до дискотеки. Младший один, а отряд большой – поэтому младший всегда должен быть с отрядом. Если младший инструктор бродит по лагерю один – значит он не работает как младший. Работа младшего инструктора в количестве – чем больше технологий, разговоров, методик он применит, тем лучше будет результат, поэтому минимальный порог работы младшего инструктора в день – 40 разговоров с пионерами своего отряда J. И при этом не забывая о своих задачах.

· Мы отличные ребята! И они тоже!

Для наилучшего достижения цели отряда часто используется соревновательность, видя, что другой коллектив тоже стремится к этой цели, ребята будут внимательнее к себе, собранее и настороженее. Но не стоит превращать соревнование в битву, в конкуренцию. Свои неудачи должны не огорчать, а указывать на минусы, неудачи соперника – не радовать, а побуждать к дружеской помощи. Помните, что и у всего лагеря тоже есть цель, она общая, и если мы будем стремиться к ней не все вместе, мы не сможем ее достичь.

· Мы победим честно, вежливо, уважительно.

В соревновательности отрядов ни в коем случае не может быть обмана, нечестности, так как это пагубно отзовется на жизненных ценностях ребят и победа, завоеванная ими не будет казаться радостной. В соревновательности нельзя допускать обидчивости, гонора,

· Отрядная тайна.

Ребятам в отряде станет жить интереснее, если у них в коллективе появится что-то, что их будет объединять, то, о чем не знают другие отряды. Это может быть намерение сделать какой-то сюрприз всему лагерю или что-то другое – в любом случае это объединяет. Этот прием часто используют различные преступные группировки – правда с другими целями.

· Отрядный сленг

Опять же – это объединяет. У нас есть что-то свое, особенное, непохожее – это заставляет гордиться. Как получить этот отрядный сленг – очень просто. Попробуйте назвать вещи, которые окружают вас не теми именами, которые они носят. Сначала это будет приживаться медленно, но затем сделает свое дело. В качестве примера можно привести отряд Штормовой, где не было дежурного командира, а был вахтенный, не было звеньев, а были отделения, или отряд Эдельвейс, где были связки вместо звеньев, или «Обвал», вместо «Тревоги».

· Отрядная атрибутика – «мы не как все!»

Еще один прием объединения – выделение элементом формы или общего дела. У вас может быть своя особенная песня, которую вы поете по дороге в столовую, может быть своя самая любимая игра, может быть свой традиционный номер в заключительном концерте, вы можете носить на парадной форме свой особый кантик. В качестве примера опять можно вспомнить отряд Эдельвейс с узелком на груди или Штормовой с гюйсами, «Тремя кораблями» и «Тельняшкой»

· Человек должен бывать и один (отдыхать от общества)

В связи с этим несколько указаний младшему инструктору – Во-первых младший не должен напрягать собой отряд, и если возникла ситуация, что отряду надо разбежаться, отдохнуть друг от друга – надо дать этому произойти – тогда ребята после такой паузы примутся за работу с большим рвением. Если же это не санкционировать так или иначе, может возникнуть неудовлетворение, усталость, напряжение. Если же такие проблемы возникли у самого младшего, то он может отдохнуть, раствориться только по предварительной договоренности со старшим, чтобы он либо предупредил второго младшего (если их два) или сам присмотрел за отрядом.

· Начни с себя

Золотое правило младшего – «Что-то не так в отряде - работай над собой». Это значит, что если в отряде произошел сбой, что-то выходит не так, как вы этого хотели, то не надо винить в этом ребят – вините себя. Это значит, что не ребята такие плохие и неумелые, а вы не смогли их зажечь или научить. Ищите новые пути или исправляйте ошибки в старых подходах. Путь в любом случае есть.

· Название, тайна, атрибуты и т.д. должны родиться сами. Задача инструктора -- поймать момент.

Есть определенные этапы роста коллектива, через которые он должен пройти – ну например по Лутошкину – песок, глина и т.д. (подробенее будет рассмотрено далее). На какой-то из этих ступеней у отряда самого появится потребность к объединению, ребята сами будут стремиться к друг другу и в качестве нового объединяющего элемента может возникнуть именно те самые вещи, о которых мы уже говорили ранее. Главное – не пропустить это, ведь это может произойти в любой момент – как на сборе отряда, так и вне него, например в ночном разговоре, в палате. Тут должен хорошо сработать младший, не проморгав и развив этот момент.

· Не нападать всем вместе на одного

· Ситуация успеха сплачивает

· Песни:

Настроение ко сну - начиная с спокойных, но веселых песен плавно переходить к грустным и тихим песням. Настроение на работу - начиная с веселых бодрых песен перейти к бодрым и серьезным.
Настроение к свечке - начиная со спокойных веселых песен перейти к серьезным, но не грустным песням. Общий принцип создания настроения песнями - начинать с тех песен, которые соответствуют настоящему настроению отряда, переходя к песням, соответствующим необходимому настроению отряда.

· Свечки

Один из важных моментов в свечке - это создание правильной атмосферы: спокойной, не агрессивной, когда можно говорить "умом, а не чувствами". Все обиды и претензии должны высказываться как пожелания, а не как упреки, этого можно достигнуть выступлением инструктора.
Инструктор говорит "в кругу" вместе со всеми, и подводит итог в конце свечки подводя итог. Что бы снять негатив по отношению к кому либо, он может попросить слова в начале и высказать пожелание данному человеку - этим он снижает вероятность нападок на него в последствии. Конечно лучше, если это возможно, сделать это когда до него дойдет очередь в кругу. Инструктор должен регулировать время свечки: если остается свободное - попеть или поговорить "за жизнь", если на свечку отведено мало времени - можно высказаться в начале, таким образом, что бы сказать по возможности все, что могут сказать ребята, и подвести итог дня - этим можно добиться, что выступления ребят будут короче. Также выступления ребят можно сделать короче несколько подняв эмоциональную атмосферу свечки, опять таки посредствам выступления. Одна из самых распространенных форм ведения свечки - это значок, передающийся по кругу.

"Расскажи мне о себе" - традиционная свечка, проводится в начале смены, на ней ребята рассказывают друг другу о себе, то что считают нужным. Рассказывающему можно задать вопрос, но отвечать на него или нет - это его право. Начинать эту свечку лучше с пары песен, далее идет рассказ инструктора о это свечке, проводится свечка, рассказывается о том как мы обычно заканчиваем свечки после чего свечка заканчивается.

"Расскажи мне обо мне" - традиционная свечка, проводится в конце смены, на ней каждый выбирает себе некоторое количество ребят (это зависит от времени, но обычно трех), которые говорят этому человеку свое мнение о нем, также могут высказаться и все желающие. Начинать эту свечку лучше, тоже с пары песен, которые создадут душевную атмосферу, далее идет рассказ инструктора о это свечке, проводится свечка, говориться о предстоящем дне, как правило дне отъезда, инструктор подводит итого смены: " Вот и закончилась эта смена...".

Экстренная свечка - собирается ДК или инструктором, по требованию любого человека из отряда в любое удобное время. Человек потребовавший свечу ставит перед отрядом какой либо вопрос, причем этот вопрос может касаться как всего отряда, так и его лично, и отряд решает поставленный вопрос. Не следует использовать эту свечку без веских причин, человек по инициативе которого созвали эту свечку несет ответственность за ее важность, обо всем этом следует рассказать ребятам в начале смены. Однако в случае необходимости инструктор может даже посоветовать ребенку созвать такую свечку. Эта свечка очень сложная и относиться к ней необходимо с особым вниманием.

Ежевечерняя свечка - на ней проводится рефлексия и анализ дня. Ведет ее как правило ДК. Также на ней решаются организационные вопросы: выборы ДК, предложения на общую свечку, оценка дня. Акцент на свечке следует делать на анализ, а не на рефлексию - это более содержательно. В начале смены скажите, что на такой свечке говорящий человек должен ответить на следующие вопросы: Что было хорошо и почему?, Что стоит изменить и почему?. Обращайте внимание ребят на аргументацию - без нее анализа не будет. Ежевечерняя свечка - действие у которого есть начало и конец, Заканчивать ее можно отрядной песней и коллективным гашением свечки, словами типа: "Путь завтрашний день будет хорошим" и т.д. Начинать стоит с песен для создания атмосферы, и со слов типа: "Вот прошел еще один день", это поможет ребятам вспомнить прошедший день, ощутить его завершающую стадию.


Динамика дня.

Утро

  • Утро лучше начинать с бодрой и веселой музыки, улыбки и утренней зарядки.
  • Не забудьте проветрить помещение!
  • Не забудьте задать настрой на день, завести ребят
  • Не стоит играть в "усыпляющие" и "сидячие" игры
  • Окончательное пробуждение происходит часа через 2
  • Утром человек очень чувствителен и восприимчив ко всему

День
Это очень плодотворное время для творческой деятельности, однако...

  • После еды нужен небольшой (15-30 минут) отдых, также это время нельзя занимать активным движением, можно поиграть в сидячие игры
  • После 1-1,5 часов стоит поменять вид деятельности, сделать физкультминутку и т.п.
  • В душном помещении снижается мыслительная активность
  • Обсуждение лучше разбить на несколько маленьких кусочков
  • Чем разнообразнее деятельность, тем человек устает меньше

Вечер

  • Наблюдается понижение активности
  • На любой вид деятельности нужен хороший настрой

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: