Подготовка ко сну

    Вопрос третий. Как помогать отряду с творческими делами и как создать ситуацию успеха?

    .

    Ребята в отряде обладают разными потенциальными и реальными возможностями. Это обуславливается многими факторами: их возрастом, опытом, темпераментом, характером, воспитанием.
    Условно, можно определить роли ребят по подготовке какого-либо дела следующим образом:

    • участник,
    • генератор идей,
    • участник - организатор,
    • организатор.

    Участник творческого дела получает какое либо конкретное задание (к примеру: вырезать из бумаги цветочки для оформления, написать статью для газеты, выучить роль в сценке и сыграть ее, договориться с конкретным человеком об аренде магнитофона на спектакль и т.д.). Задания для участника необходимо формулировать очень четко, и так, что бы он реально мог его выполнить. После выполнения задания обязательно нужно похвалить участника. Это и есть ситуация успеха.

    Генератор идей - это роль которую может выполнять, (а может быть и не способным к этому) и участник и организатор. Генератор идей выдвигает, предлагает идеи, но не обязательно способен их реализовать. Важно поддерживать генераторов идей и их предложения, особенно если он не способен на другие роли. Не все способны быть генераторами идей - поэтому неправомерно требовать выдвижение идей от всех, но спрашивать идеи и предлагать выдвигать их нужно.

    Организатор - человек способный на организацию данного дела полностью. Организатор способен определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить для данного дела (приведем для примера ряд задач: подготовка оформления, репетиции с актерами, договоренность по поводу магнитофона и т.д.). Организатор может выполнять часть задач сам, но обязан распределить часть задач между другими ребятами. Распределение задач должно осуществляться равномерно, по силам ребят и с учетом их роли в отряде: участник, участник-организатор и др.

    Участник-организатор - такой человек, который не потерял интереса к практической деятельности (выполнения задач самому), но уже способен на определение некоторый задач самостоятельно. Участник-организатор, как правило не охватывает всего объема задач для подготовки данного дела.
    При работе с отрядом инструктору важно определить для себя роли ребят: не требовать от них невозможного (участник не способен выполнять роль организатора), но подталкивать ребят к новой, более серьезной роли - предлагать сделать что-либо из другой роли, но при этом подстраховывая и подсказывая. Распределение ребят по ролям, очень часто связано с их возрастом: участник это, как правило младшие ребята (5-6 класс), а организатор - старшие (9-11 класс).

    Работа над подготовкой творческого дела нужно помнить о некоторых возрастных и психологических особенностях ребят.

    Младшие ребята (5-6 класс) нуждаются в двигательной активности, поэтому долго сидеть и заниматься продумыванием или изготовлением чего либо им трудно. Если предстоит долго работать - час и более, то запланируйте маленькую игровую переменку или дайте задание младшим ребятам сбегать куда-нибудь.
    Любой человек нуждается в смене деятельности - распределяйте подготовку так, что бы не заниматься долго какой-нибудь постоянной деятельностью, чередуйте придумывание сценки с репетициями, изготовлением газеты и т.д. Подробнее это рассмотрено в главе «Технологии и методы, Психология ребенка»

    Подготовку дел лучше проводить в таких местах, где ребята будут чувствовать себя уютно - это место должно быть привычным, в нем должно быть достаточно света, не холодно, свежий воздух, чисто и есть где сесть... или лечь.

    Несколько быстрых мыслей о подготовке к делу.

    Лучший экспромт тот, который заранее подготовлен!

    • Оформление: плакаты, лозунги, значки, музыка.
    • Информация: объявления, агит группы, листовки и т.д.
    • Оборудование: помещение, мебель, декорации, еда- кто готовит и откуда она берется, кто убирает все в конце
    • Источники материалов: книги, видео, аудио...
    • Оценка: кто ценит, по каким критериям
    • Участники:
      сколько их примерно будет
      какие группы участников можно выделить
      кто организует какую группу
    • Проведение
      Какие этапы дела
      Кто какой этап ведет
      как этапы связаны
      чем занята каждая группа участников на каждом этапе
    • Награждение: Грамоты, призы
    • История: фото, видео... Что бы остальным завидно стало!: фотогазета, газета, материалы для летописи...
    • Анализ:
      когда обсуждаем,
      кто участвует в оценке,
      что и как прошло,
      что могло быть лучше и как этого добиться,
      что больше всего запомнилось.
    • Распределение работы: Кто за какую часть отвечает

    При подготовке дела особенно важно активное участие младшего инструктора, потому что:

    · Младший – это лидер

    То есть он «заводит» ребят на дело, «ЗАЖИГАЕТ» отряд, причем делает это совершенно разнообразными способами, в зависимости от ситуации: от четкого разъяснения, зачем необходимо дело, до примитивного «взятия на «слабо». Когда отряд зажжен и хочет делать дело, то младший помогает отряду самоорганизоваться для выполнения дела. Если необходимо, он страхует и помогает командиру совета дела, генератору идей и прочим. При проведении дела младший заботится о том, чтобы у ребят не пропал интерес к делу при любом исходе ситуации, а по окончании помогает ребятам проанализировать дело. Далее будут подробно рассмотрены действия младшего на всех этапах подготовки дела.

    · Младший четко понимает, что делает

    При выполнении каждого своего шага младший четко понимает, зачем он его совершает, КАКОГО РЕЗУЛЬТАТА он хочет достичь. Это важно – зачастую нам кажется, что мы все делаем правильно, а чего мы хотим в результате получить – не знаем. На первых этапах деятельности может быть полезно проговаривать или даже записывать то, что хочешь получить от той или иной коррекции, тогда проще будет обсуждать ее результаты.

    · Младший понимает и помогает ребятам понять мотивацию своих действий

    Как уже было сказано, младший четко представляет зачем делается дело и все его элементы и его задача – добиться того, чтобы ребята не просто делали газету, ставили сценку и т.д., а ПОНИМАЛИ зачем они это делают. Тогда их действия станут более осознанными, а следовательно и более результативными.

    · Если младший что-то придумает, то это и будет, иначе – ничего.

    Зачастую ребята не могут и не умеют придумать что-то, что требуется по заданию дела. Это может возникнуть при написании заметки в газету, при придумывании сценария выступления и т.д. Обычно, это происходит по следующим причинам: Нежелание. Здесь широкое поле деятельности для младшего инструктора, целью которого является «ЗАЖЕЧЬ» отряд. Неумение. В данной ситуации ребята не делают ничего просто оттого, что не знают КАК это делается и КАК ЭТО ДОЛЖНО ВЫГЛЯДЕТЬ. В этом случае младший должен выступить в роли Генератора идей, а затем помочь исполнителям, выполняя функции Режиссера, если речь идет о постановке, или редактора, если о газете и т.д. В этом случае младшему не просто бывает ПОЛЕЗНО, а часто ПРОСТО НЕОБХОДИМО придумывать необходимые по заданию вещи ЗАРАНЕЕ, до выхода на ребят. То есть, после получения, например, задания поставить сказку «Курочка Ряба» в жанре вестерн, при слабом отряде, Младший просто ОБЯЗАН, до выхода на отрядное время придумать сценарий постановки, чтобы предъявить его ребятам ЕСЛИ У НИХ НЕ БУДЕТ ИНОГО, пусть даже худшего.

    Последнее замечание очень важно. Если у отряда не возникло тупика, если идеи есть, пусть даже и не очень хорошие младший ОБЯЗАН поддержать эти идеи, а не выдвигать свои, потому что это и есть создание ситуации успеха для того ребенка, который что-то предложил. Если же у отряда нет никаких идей, то только тогда младший может познакомить их со своим вариантом дела, причем НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ РАССКАЗЫВАЯ, ЧТО ПРИДУМАЛ ЕГО ЗАРАНЕЕ, а сделав вид, что он пришел ему в голову только что. Почему? А потому, что видя, что у младшего есть варианты дел, отряд может привыкнуть, что младший выручает их всегда, и перестать стремиться делать что-то самостоятельно. В идеале, флагман, как актер, должен сыграть, что идея пришла к нему только что, а еще лучше будет, если он сам не будет высказывать эту идею, а завуалированными комментариями подтолкнет ребят к ней, чтобы им казалось, что эту идею придумали они. Это и есть создание ситуации успеха. Описанная выше технология – это большое искусство и овладеть им не так просто, достигается это только с помощью тренировок.

    Вопрос четвертый. Как стать лидером, кто есть кто у меня в отряде и как с ними работать?

    Быть лидером несложно. Первое, что нужно знать, это то, что нет определенных лидерских качеств. Многочисленные исследования показали, что нельзя выделить какие-то конкретные качества, но некоторые из них, несомненно, способствуют становлению человека как лидера. (Из этого следует, что каждый может стать лидером в определенной ситуации). Это происходит потому, что лидер "привязан" к деятельности, значимой для группы. То есть, что бы быть лидером надо:

    · Быть успешным в деятельности, значимой и ценной для группы

    · Убедить остальных, что ты являешься лидером

    И, в общем, все!

    Рассмотрим это подробнее:

    1) Важно точно видеть, какая деятельность для группы будет ведущей. Совсем не обязательно, что эта деятельность занимает больше времени. Например, отряд идет в поход. Ее ведет инструктор, и с ней идет комиссар. Хотя большее время занимает именно походная деятельность, совсем не обязательно комиссару ее хорошо знать и быть профессионалом в туризме. Для группы более важными являются взаимоотношения. Поэтому комиссар останется лидером, если будет "на высоте" именно во взаимоотношениях, то есть не будет стонать, а будет поддерживать остальных, сам держаться и помогать остальным. В противоположность этому в туристической группе лидеру будут важны скорее не моральные и личные качества, а именно туристские навыки. Кроме того, лидер обязан обеспечить безопасность группы перед лицом внешней опасности. И если ему удается доказать, что его действия в решении внутренних и внешних задач будет более успешной, чем у других, то группа будет готова принять его, как лидера. Значит ли это, то что лидер никогда не ошибается? Нет. Важно не ошибаться в первый период, когда в группе идет образование структуры и выделение лидерства. Это - стадия "турнирных боев" за экологические ниши в группе (причем, не обязательно лидерские). В этот момент лидер зарабатывает себе "кредит доверия", который позволяет ему потом совершать рискованные поступки и без боязни идти против мнения группы. (В определенных пределах, естественно, пока "кредит доверия" не исчерпался). Причем он единственный из всех может не считаться с мнением группы без риска быть отвергнутым. Образно "кредит доверия" можно сравнить с маховиком, который человек сначала раскручивает, а затем может пользоваться его инерцией. Возможность противостоять мнению группы создает в группе изменчивость, позволяющую быстрее приспосабливаться к изменившимся условиям. Что еще нужно, чтобы быть успешным? Прежде всего, нужна информация. Информация обо всем, что касается жизни в группе. Об этом еще будет сказано ниже.

    2) Вторым важным моментом является убеждение всех в том, что являешься лидером. Это не так сложно, как кажется. Люди достаточно легко позволяют управлять собой. Нужно только в сложной ситуации, когда все не знают решения встать и, не побоявшись, сказать: " - Я знаю, что делать!" И если результат будет успешным, и таких ситуаций будет несколько, то окружающие привыкнут к тому, что вы правы и знаете решение проблем. Они будут к вам обращаться, признавая этим ваше лидерство и право управлять собой. И как уже говорилось, владение информацией, единоличным носителем который вы являетесь и за которой окружающие вынуждены к вам обращаться, дает хорошую возможность для их убеждения в вашем лидерстве.

    3) Можно сказать, что каждое действие человека в группе либо повышает, либо понижает его статус. Тем, кто претендует на позицию лидера следить за этим надо очень внимательно. Кстати, надо заметить, что группа тогда хорошо принимает решения лидера, если это не расходится сильно с ее мнением, а просто никто не решается взять на себя ответственность. Еще два качества, создающие предрасположенность к становлению лидерства, это внимательность и предвидение, а как следствие, контроль над ситуацией. Пример: большинство людей, когда их группой везут в метро не следят за маршрутом. Лидер всегда отслеживает, предвидит окружающие обстоятельства и помогает группе с ними справится. Это может быть от предупреждения о выходе и требования взять перекус на поезд, о котором никто не думает, до более глобальных и сложных вещей.

    Резюме:

    Надо быть успешным в значимой деятельности;
    Надо убедить всех, что вы знаете все лучше них;
    Надо предвидеть будущее и держать ситуацию под контролем;
    Надо не бояться сделать первый шаг и принять на себя ответственность.

    Так же, как лидер, в группе может возникнуть и антилидер. Это человек, который по всем признакам стал лидером, но ведет группу используя «Запрещенные приемы», ведет не так и не туда. В этой связи хорошей иллюстрацией антилидера может послужить «классный диктатор», которых достаточно в любой школе. Он является лидером, потому что у него хорошо развиты лидерские качества, но он используя свое положение добивается достижения не тех целей, которые важны для коллектива, например, класса.

    Лидеры же в свою очередь делятся на ФОРМАЛЬНЫХ и НЕФОРМАЛЬНЫХ. Здесь ФОРМАЛЬНЫЙ лидер – это человек, которому помогли стать Лидером извне, то есть первый шаг отделения от всего коллектива и подъема на ступеньку выше он проделал не сам, а с чьей-то помощью, его позиция лидера официально утверждена общим сбором коллектива Формальный лидер, в связи с этим, пользуется поддержкой более вышестоящих структур, его деятельность санкционирована свыше и все это знают. Это помогает ему более успешно добиваться своих целей. Формальным лидером, например, является староста класса, потому что это официально утвержденная должность и человек, являющийся старостой пользуется поддержкой учителя. Так же формальным лидером в отряде, например, является дежурный командир отряда.

    НЕФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР – это тот человек, который стал лидером сам, без избрания на какой-либо пост, только с помощью собственных достижений. В связи с этим отношение к его действиям в коллективе будет более спокойное, потому что все знают, что он может полагаться только на свои собственные силы.

    Важно создать в отряде видимость того, что МЛАДШИЙ ИНСТРУКТОР ЯВЛЯЕТСЯ НЕФОРМАЛЬНЫМ ЛИДЕРОМ, хотя на самом деле это не так. Для этого все совещания старшего и младшего должны проходить в обстановке строгой секретности, ребята не должны знать что происходит между старшим и младшим (в идеале – не видеть этого, хотя это и невозможно. С другой стороны видимость таинственных отношений старшего и младшего – кирпич в стену авторитета младшего в отряде), задачи младшего и его деятельность отряду должна быть неизвестна. Хотя на первый взгляд это представляется абсурдным, но практика показывает, что обычно ребята сами составляют какое-то представление о задачах младшего и его делах, в связи с чем не интересуются этими вещами. Представления же эти в большинстве случаев достаточно далеки от истины и зависят от той модели поведения и работы с отрядом, которые избрал для себя конкретный младший.

    ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.

    Надо сказать, что технология управления сильно пересекается с манипуляцией и соответствие этическим нормам в некоторых ситуациях вызывает проблему. Определить границу применения описанных здесь техник придется во многом самому младшему.

    Для начала можно рассмотреть приемы, которые можно использовать для "подталкивания" людей:

    "Все могут, а ты нет?" (взять на "слабо")

    "Я скажу тебе по секрету, только не кому не говори…"

    "Помоги мне решить проблему…"

    "Совет по дружбе…"

    "Чего ты добился в свои годы? Что оставишь ты после себя?" и пр.

    Это позволяет задеть что-то в душе человека, либо играет на его самолюбии.
    Фраза, с которой вы обращаетесь к человеку, должна быть сформулирована позитивно, без предлога "не". То есть важно сказать не то, что нельзя делать, а то, что в результате должно получится. Причем, если вы говорите и КАК это сделать, то это хорошо тем, что человек не думает и просто в точности выполняет, а вы берете на себя ответственность Плохо тем же: человек не думает и ответственность на вас...

    ДРУГИЕ ЛИДЕРЫ В ОТРЯДЕ

    Важно помнить, что лидерство бывает разным.

    · Эмоциональный лидер - поддерживает хорошие отношения в группе

    · Интеллектуальный лидер - "генератор идей"

    · Лидер - организатор - то, что обычно понимается под словом "лидер"

    · Конструктивный лидер - тот, кто реализует придуманное на практике.

    Отряду необходимы все типы лидеров. При совпадении эмоционального и организационного лидера в одном лице возникает так называемое "звездное лидерство", когда за этим человеком все идут и просто "в рот ему смотрят". Это хорошо на первых порах, когда отряд еще не собран, но очень скоро начинает мешать выделению новых лидеров и развитию самостоятельности у отряда. Кстати, он часто не заботиться о людях или больше заботиться о себе и своем положении, чем о других.
    Все роли выстраиваются по отношению к деятельности. При смене деятельности и роли могут измениться.
    Стиль управления колеблется от авторитарного до системы ситуативных лидеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: