Вопрос 90: влияет ли личная нравственность руководителя на его поведение в обществе

Светские люди всегда отвечали на этот вопрос отрицательно. Но если человек придерживается своего выбора и ведет определенный образ жизни, постепенно это начинает влиять на его мысли и поведение.

Обратимся к историческому примеру — жизни Жан-Жа-ка Руссо, знаменитого французского философа. В 1762 году Руссо написал свой классический триптих о свободе Общественный договор. Однако свобода, которую проповедовал Руссо, не имела ничего общего со свободой от тирании — то была свобода от обязанностей перед семьей, церковью и работодателем. Мы можем освободиться от притязаний, которыми обременяют нас семья, церковь и работа, писал Руссо, если доверим всю ответственность за них государству. Он утверждал, что мы «становимся независимыми от всех наших соотечественников» в результате того, что полностью «подчиняемся нашей республике».

Пока Руссо трудился над своим Общественным договором, он стоял перед необходимостью серьезного морального выбора: у него была любовница — служанка Тереза. Когда Тереза родила ребенка, Руссо, по его собственному признанию, «постигло великое замешательство». Дело в том, что он искал общения с высшими кругами Парижа, а тут внебрачный ребенок, рожденный от служанки! — это мешало всем его планам.

Спустя несколько дней на ступеньках местного сиротского приюта появился маленький сверток. В следующие несколько лет еще четверо детей Терезы и Руссо оказались на пороге этого приюта. История свидетельствует, что большинство детей в этом приюте умерло, а те, кто выжил, стали нищими бродягами. Руссо знал об этом, и его книги и письма рисуют отчаянные попытки автора оправдать себя.

В более поздних трудах Руссо утверждает, что родители должны быть освобождены от ответственности за воспитание детей, а заниматься детьми обязано государство. Ясно, что собой представляло бы «идеальное» государство Руссо, — это был бы комплекс неких институтов, освободивших сво-их граждан от всех обязательств. Повлиял ли личный выбор Руссо на его политические взгляды и теории? Есть ли связь между Руссо-человеком и Руссо-политиком? Политические идеи, как и любые другие, порождаются не только интеллектом человека, но и всей его личностью. В них отражаются его надежды, страхи, поиски и разочарования. Ясно, что характер — нечто цельное и неделимое.

Многие тираны, начиная с лидеров Французской революции и кончая Гитлером, Марксом, Лениным, преклонялись перед Руссо. Можно ли после этого утверждать, что поведение человека не имеет отношения к политике? Спросите об этом тех, кому довелось выжить в гитлеровских концлагерях.

Теперь давайте послушаем рассказ о Джордже Вашингтоне (адаптированный вариант фрагмента книги Уильяма Беннетта Our Sacred Honor), показывающий нам положительный пример того, как неразрывно действуют в человеке характер и качества лидера.

Это было в 1783 году, когда только что закончилась Война за независимость Северной Америки. Многие офицеры Континентальной армии уже несколько лет сражались без всякого вознаграждения. Прошел слух, что Континентальный конгресс намерен разогнать армию и лишить воинов-ветеранов какой бы то ни было платы.

Проходили недели, и настроение солдат становилось все мрачнее. В конце концов несколько офицеров выдвинули ультиматум: если им не заплатят, они пойдут маршем в Конгресс и захватят правительство.

Чтобы отвратить надвигающуюся катастрофу, генерал Вашингтон обратился к солдатам в Ньюбургской часовне Нью-Йорка. Вашингтон призвал солдат к терпению и напомнил о том, что он тоже служит в армии бесплатно. Он убеждал их «не предпринимать никаких мер, которые, с точки зрения здравого смысла… могут лишь омрачить славу, которой они до этого покрыли себя».

Солдаты продолжали молча смотреть на генерала. Вашингтон начал читать письмо от одного конгрессмена, как вдруг запнулся, а потом и вовсе замолчал.

Затем он достал из кармана нечто, чего его солдаты никогда прежде не видели, — он достал очки. Он попросил проявить к нему снисхождение: «Джентльмены, извините меня. Я поседел, пока служил вместе с вами, а теперь я, кажется, слепну».

Эти слова, сказанные с подлинным смирением, внезапно растопили враждебность. Солдаты плакали. После ухода Вашингтона они решили подождать и дать Конгрессу время. Томас Джефферсон заметил, что «спокойствие и достоинство одного человека спасли революцию от поражения, постигшего многие другие революции, защитили свободу, которую она была призвана отстоять».

Отцы нации хорошо понимали, как важно для лидера обладать незаурядным характером. Именно характер Вашингтона так сильно подействовал на мятежных солдат, а смирение, с которым он рассказал им о цене, заплаченной им за свою службу, очаровало их настолько, что они были готовы на еще большие жертвы.

К началу страницы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: