Введение. ГЛАВА 1 Традиционные формы досуга, характерные для Германии в последней трети XIX - начала XX веков. 30

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1 Традиционные формы досуга, характерные для Германии в последней трети XIX - начала XX веков…………………………………........30

1.1 Основное содержание и функции досуга. Исторические предпосылки и условия развития досуга в Германской империи конца XIX - начала XX веков …………………………………………………………………………….30

1.2 Особенности развития и основные виды театров как формы досуга немцев……………………………………………………………………….......61

1.3 Музеи и выставки как отражение культурного развития немцев

и форма досуга населения Германии………………………………………….88

1.4 Место и значение чтения в досуговой культуре Германской империи ……………………………………………………………………………113

1.5 Праздники, музыка, танцы как составляющая досуговой культуры Германской империи………………………………………………………….145

ГЛАВА 2 Новые формы досуга, характерные для Германии конца XIX - начала XX веков……………………………………………………………….175

2.1 Основные достижения литературной жизни начала XX века и отражение в досуговой культуре в форме литературно - музыкальных вечеров…………………………………………………………………………175

2.2 Кинематограф и его просветительская роль в досуговой культуре Германской империи………………………………………………………….196

2.3 Проявление спорта и туризма как массового явления в досуговой культуре немцев……………………………………………………………….227

Заключение…………………………………………………………………….251

Список источников и литературы……………………………………………256

Введение.

Актуальность темы исследования. К истории Германии, ее прошлому и современному развитию в нашей стране со стороны самых разных слоев общества проявлялся и проявляется неослабевающий интерес, особенно начиная с XVIII века. Для нашей страны «германский вопрос» имеет особое значение. С одной стороны, сама Германия, находясь в центре Европы, никогда не соглашалась сколько-нибудь долгое время быть на периферии международной жизни и играть роль «наковальни» для других государств. Она, особенно с последней трети XIX века (со времени своего объединения в рамках Германской империи), всегда оказывалась в эпицентре политической, экономической и культурной жизни Европы, постепенно становясь одной из ее ведущих держав. Естественно, игнорировать эти исторические реалии Россия не могла и не может.

Интерес к Германии в нашей стране усиливается и в связи с тем, что были в прошлом и продолжают развиваться сейчас разнообразные и очень интенсивные связи между Россией и Германией. Эти две страны издавна являлись партнерами в экономической области, в политической и духовной сферах. Конечно, народы обеих стран пережили в XX веке тяжелейшие конфронтации - мировые войны, где они выступали в качестве противников. Но в обоих случаях после подобных столкновений отношения, правда, не сразу, нормализовались, а в период Веймарской республики даже стали дружескими. Начиная с 1970-х годов (особенно с 1990-х) эта страна является нашим основным партнером в Европе.

На протяжении длительного времени Германия значительно отставала в экономическом развитии от передовых стран Запада. Политическая и экономическая раздробленность Германии до конца 60-х годов XIX века тормозила рост производительных сил, мешала росту капитальных вложений в транспорт и промышленность. Быстрый рост капиталистической промышленности и торговли в последней трети XIX века был обусловлен, в первую очередь, двумя важными событиями: политическим объединением

Германии и победой Пруссии над Францией в войне 1870-1871 годах. 18 января 1871 года в Зеркальном зале Версальского дворца при стечении 2000 офицеров, чиновников, и духовных лиц - германские короли, князья и военная элита провозгласили создание Германской империи, а короля Пруссии Вильгельма I - ее кайзером[1]. Политическое объединение Германии создало необходимое единообразие хозяйственных и правовых условий, дало мощный толчок инвестиционной деятельности.

Завершение промышленной революции привело к серьезным изменениям в численности и социальной структуре германского общества. Постоянно возрастал удельный вес занятых в индустрии рабочих.

В 70-е годы XIX века в Германии появилась тенденция в обществе - ощутить и заново осознать себя как единая нация, единое государство, Германия вновь должна была осознать собственную историю, вспомнить свое прошлое, как следует пережив его и испробовав на ощупь.

После объединения Германии в 1871 году происходили решительные изменения в образе жизни немцев, их менталитете, закладывались основы, которые определяли и определяют вплоть до наших дней жизнь немецкого общества. При этом наряду с экономическими, политическими и другими вопросами интересна и культурная сторона жизни населения Германии.

Массовая миграция в конце XIX века в быстрорастущие города породила как прибыльный рынок для популярных зрелищ и развлечений, так и специализированные городские кварталы для них, которые богема и художники находили привлекательными. Следовательно, традиционные формы популярного развлечения изменялись. Преобразовывались и становились профессиональными. Порождая оригинальные версии популярного художественного творчества[2].

Актуальность темы диссертации также определяется фундаментальными переменами, произошедшими в развитии исторической науки в последние десятилетия, формированием ряда научных школ, сделавших главным объектом своих научных исследований не экономические явления и политические процессы, а проблемы повседневного бытия простых людей. По мнению академика Ю.А. Полякова, важнейшей задачей современной историографии стало изучение не столько производственной и политической деятельности, культурных и научных достижений человечества, сколько «самого человека, как такового, его жизнь, какой она была и какой стала». Избранная тема представляется актуальной, главным образом потому, что история по существу - это повседневная жизнь человека в ее историческом развитии, проявление стабильных, постоянных, неизменных свойств и качеств в соответствии с географическими и временными условиями, рождением и закреплением новых форм жилья, питания, перемещения, работы, досуга. В этом смысле история повседневности представляется наиболее перспективным и актуальным направлением современных исследований.

В рамках развития культуры и повседневности Германии нам представляется возможным изучение досуга. Необходимо дать понятие досуговой культуры, которое выражает сумму интересов, протекающих во всех общественных сферах и социальных классах. Досуговая культура аккумулирует материальные, социальные и другие блага, является ареной борьбы за господство идеологий, влияет на сферу производства товаров и услуг, восстановление рабочей силы и т.д.

В свою очередь, отечественный исследователь И.Я. Биск дает следующую характеристику этому термину: «Под историей быта и нравов... понимается уклад повседневной жизни, включающий ряд материальных и духовных сторон, в частности удовлетворение основных жизненных потребностей - в пище, одежде, жилище и др., связанных с компонентами

культуры, отдых и развлечения, особенности понимания «что такое хорошо, что такое плохо», атмосфера эпохи...»'.

Все вышесказанное обусловливает актуальность и своевременность изучения избранной темы диссертационного исследования.

Объект исследования - социокультурные процессы в Германской империи в последней трети XIX - начала XX веков.

Предметом исследования является становление и функционирование досуговой культуры населения Германской империи в традиционных и новых формах.

Хронологические рамки охватывают период с 1871 года и до начала Первой мировой войны 1914 года. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что после объединения Германской империи в 1871 году происходили изменения, касающиеся всех сфер жизнедеятельности от политики до культуры. А верхний хронологический предел - 1914 год - обусловлен началом Первой мировой войны.

Территориальные границы исследования распространяются на Германскую империю в границах 1871 года.

Степень изученности проблемы. Развитие духовной культуры Германской империи в изучаемый период как самостоятельная тема в историографии не получила достаточного освещения. Тем не менее, различные частные вопросы, общие и по отдельным формам досуга были предметом исследования ученых-историков, а также социологов, культурологов и других исследователей.

Иваново, 1990.-С. 4.

Отечественная историография. Первые публикации по данной проблеме появляются уже к концу XIX века. В России с 1871 по 1917 годы печаталось большое количество работ, среди которых собственно исторические исследования составляли менее 5%. При этом 70% публикаций принадлежало зарубежным авторам. Но во всех этих работах рассматривались отдельные стороны жизни немецкого народа, не было ни

одной публикации, посвященной комплексному изучению досуговой культуры немцев. Дореволюционные работы С. Меча, С. Слобожанского, А.Н. Дживилегова, Н. Кареева общего характера, дающие представления об истории Германии. Большое внимание в них уделено принятию социального законодательства, которое создавало предпосылки для развития сферы досуга преимущественно рабочих слоев.

Издавались работы и по отдельным вопросам досуга этого же периода, посвященные развитию кинематографа и театра, их место и значение в культурной жизни человека, а также освещались праздники и различные зрелищные представления европейцев. Е. Самуйленко «Кинематограф и его просветительская роль» дает фактологический материал по развитию кинематографа. Время издания данного исследования не может дать полноценного анализа развития кинематографа, так как можно говорить только о зачаточном его состоянии и общество в этот период не могло адекватно оценить влияние нового вида развлечения. Заслуживает внимания работа E.H. Водовозовой «Как люди на белом свете живут. Немцы». Данное исследование можно назвать первой попыткой в отечественной историографии написания социальной истории и изучения повседневности.

Отличительная черта дореволюционной литературы состояла в том, что она в основном содержала фактический материал, но не давала оценок и не проводила анализа событий.

После октября 1917 года исследования по данной теме в СССР были прекращены. Советские историки, основываясь на марксистско-ленинской методологии, издавали большие количество общих работ по истории страны, где главное внимание уделялось экономике, политике, положению рабочих и их лидерам, а также дипломатии, но не уделялось должного внимания изучению повседневной жизни немецкого народа. Данная тема была освещена лишь в некоторых работах.

В конце 60-х годов XX века в историографии возникла тема повседневности как самостоятельной отрасли изучения прошлого, как составляющая «историко-культурологического» поворота в гуманитарных науках. Данное направление связано с представлениями о культуре повседневности, с одной стороны, и в методологии исторической антропологии, с другой стороны, разработанных в «Школе Анналов», российскими последователями которой являются А.Я. Гуревич, Ю.Л. Бессмертный, работающие на западноевропейском историческом материале. Направление феноменологии, изучавшее проблемы культуры, досуга и др., в России развивали Г.Г. Шпет, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев.

Особый расцвет германистики в СССР наблюдался в 1960-70 гг., когда были опубликованы работы Б.А. Айзина, А.Б. Цфасмана, В.В. Чубинского, И.С. Яжборовской, Р.Я. Евзерова, A.C. Ерусалимского и др. Наряду с проблемами внутренней и внешней политики Германии конца XIX - начала XX вв., в них так или иначе затрагивались отдельные вопросы быта, культуры немецкого народа. В 1970-х годах вышла первая обобщающая работа «Германская история в новое и новейшее время». Это издание представляет собой первый в советской литературе опыт систематического изложения германской истории в новое и новейшее время. Наряду с социально-экономическим и политическим развитием в работе нашли отражение вопросы немецкого просвещения деятельность юнкерско- буржуазного блока использование досуговой культуры в ходе подготовки к Первой мировой войне. Естественно нельзя не сказать об изложении материала в данном издании с марксистской точки зрения. Уделено большое значение раскрытию ведущих тенденции исторического развития тех классовых сил, которые оказывали воздействие на развитие экономических процессов, политической жизни и культуры.

Одновременно появляются специальные работы по теме исследования, так, например, работы Бояджиева Г.Н. раскрывающие одну из форм досуга немцев театр. Его историю и вопросы, связанные с необходимостью созданию свободной народной сцены как возможности проведения досуга рабочих, доступность театра как формы досуга для рабочего класса Германии, специфики его развития, присущих только немцам.

В 80-годы в советской историографии продолжалось изучение проблем объединения Германской империи, рабочего движения и его лидеров, союза рабочего класса с крестьянством, подготовки Германии к мировой войне. Данные работы важны для понимания внутри и внешнеполитической обстановки в Германии в конце XIX - начале XX веков, в период милитаризации не только экономики, но и духовной жизни общества.

Исследователи стали уделять внимание вопросам развития физической культуры и спорта — это работа под редакцией В.В. Столбова и работа В.Г. Кудрявцева, Ж.В. Кудрявцевой, в которых освещены моменты спортивной подготовке масс в Германии, вопросу значения спорта для становления и развития физически здоровой и духовно сильной нации. Работа Столбова уделяет большое значение развитию спорта в молодежной среде как движущего фактора развития империи, вопросам развития здоровой и сильной нации. Авторы второго исследования повествуют о месте женщин в развитии спорта и том, что спорт становился не только элитным временем препровождения, но и как средство разрядки и для поддержки своего здоровья. Важное место в понимании роли досуга для немцев стало исследование «Брак у народов Западной и Южной Европы», дающее возможность исследователям понять, насколько разнообразен и ярок досуг немцев в форме празднеств, связанных с заключением брака немцев, важность церемоний и обязательность их исполнения.

Постсоветский период (с 1991 года) характеризуется появлением как обобщающих работ по истории Германии", так и исследований отдельных вопросов и тем. Обобщающие работы отражают основные тенденции развития Германской империи, проблемы развития общественно- политической и духовной жизни, их влияние на повседневную жизнь и быт немцев в конце XIX - начале XX века.

Среди исследований отдельных вопросов и тем следует отметить книгу А.Г. Матвеевой «Германская империя, 1871-1914». Российская исследовательница раскрывает основные этапы истории Германской империи с 1871 по 1914 годы. Автор уделяет значительное внимание индустриализации, ее значению в общем развитии Германской империи и влиянию на повседневную жизнь и быт немцев в конце XIX - начале XX века. Важным моментом в исследовании на наш взгляд является новое понимание свободы, независимости, а также индивидуальной и коллективной правовой защищенности, которые, в свою очередь, явились предпосылками для функционирования новых форм экономической деятельности внутри возникающей системы капиталистического общества.

В этот же период в России стали появляться работы о развитии печати и других средств массовой информации в Германии. В работе «Путь длиною в пять столетий: от рукописного листа до информационного общества» Г.Ф. Вороненкова дает характеристику общему положению дел в Германии рассматриваемого периода с точки зрения развития печатного слова и его эволюцию. Но главное в исследовании автора является история печати Германии периода 1871-1914 годов, ее значении и функциях. Она выделяет две основные: во-первых, освещать ежедневные события и, во-вторых, отражать интересы власти или политических партий, на которых была ориентирована.

Работа Г.В. Макаровой «Театральное искусство Германии на рубеже XIX - XX веков: национальный стиль и формирование режиссуры» помогает дополнить картину по вопросу понимания места и роли театра в жизни Германии в изучаемый период. Дается подробный анализ национального стиля немецкого театра, его специфики и понимания его для простого зрителя и коллизиях театральной закулисной жизни. Анализируется появления режиссуры, ее принятие и непринятие в истории немецкого театрального искусства, становление как нового вида руководства театром. Без данного исследования было бы тяжело до конца понять место и роль театра и его основных вех развития для немецкого зрителя и актеров.

За последние годы в российской историографии не появилось ни одной работы по культуре Германской империи на рубеже XIX -XX веков, в комплексе рассматривающей повседневность и досуг. Выходят лишь общие работы по истории и культуре Германии этого периода. Но продолжают разрабатываться теоретические основы темы повседневности, значительный вклад в разработку данного направления внесли исследователи Оболенская C.B., Пушкарева H.JI. и др..

Тема повседневности остается актуальной в российских исторических исследованиях и в наши дни, данное направление широко представлено в вузовской системе обучения, создаются центры изучения по истории повседневности и многое другое. Одним из таких центров изучения в России является «Центр истории частной жизни и повседневности» Института всеобщей истории РАН. Руководителем центра является д.и.н., проф. И.Н. Данилевский. Основным направлением в работе Центра является изучение внутреннего мира индивида разных эпох и культур (на материале Западной Европы и России). По результатам работы центра проводятся круглые столы, выпускается альманах «Казус».

Зарубежная историография также как и отечественная содержит два вида работ: общего характера издания и специальные исследования. К числу первых работ можно отнести книги о государственно-политическом строе Германии во второй половине XIX века, состоянии отдельных господствующих династий, экономики и деятельности Бисмарка.

Из дореволюционных работ следует сказать о книгах П. Кампфермейера, К. Лампрехта, Д.В. Дрепера и др., которые раскрывают основные тенденции исторического и общие закономерности культурного развития Германии XIX - XX вв. Данные работы позволяют раскрыть общую картину культурного развития империи, увидеть, какое место занимают в жизни те или иные формы досуга, их влияние на жизнь немцев.

О закономерностях культурного развития Германской империи говорит исследование «Das Jahr 1913. Ein Gesamtbild der Kulturentwicklung» (1913 год. Общие закономерности культурного развития). В работе раскрыты основные направления культурного развития в литературе, искусстве, музыке и тенденции театральной жизни Германии. Культурная жизнь во всех ее проявлениях развивалась во взаимосвязи с политическими и социальными процессами государства, которые нашли отражение в данном исследовании. Эта работа важна для раскрытия и более глубокого понимания общего культурного состояния Германии рубежа XIX - XX вв. Затронуты и отдельные аспекты повседной культурной жизни немцев: опера, которая долгое время оставалась предметом почитания у немцев; факты о развитии театра и появлении профессиональных государственных учреждение, служивших для подготовки актеров и развитию театрального искусства в целом.

Послевоенный период развития историографии представлен трудами, посвященным рассмотрению вопросам экономического и политического развития страны". Среди данных работ наиболее значительной для нашего исследования является работа Гюнтера Гейдорна «Монополии. Пресса. Война» в которой можно проследить развитие основных линий политики германского империализма, а также развитие периодической печати рассматриваемого периода. Автор подробно и основательно показывает, как печать становилась важным инструментом в политики, формы и методы влияния на печать и ее на народные массы. Пресса занимала важное место в досуге населения Германской империи конца XIX - начала XX веков.

В 60-х годах XX века возник интерес к историко-культурологическим подходам в германской исторической науке. Был переиздан забытый труд Н. Элиаса «О процессе цивилизации», знакомство с которым пробудило интерес к изучению повседневных привычек как отражение социальных процессов и вообще к изучению проблем поведения человека.

К общетеоретическим работам истории повседневности относят работы основателей феноменологического направления в философии и, в частности, Э. Гуссерля. Он первым обратил внимание на значимость философского осмысления не только высоких абстракций, но и «сферы человеческой обыденности», которую он именовал «жизненным миром». А. Шюц предложил отказаться от восприятия «мира, в котором мы живем», как «пред-данного» и сосредоточиться на анализе процессов складывания и обуславливания этой кажущейся «пред-данности», то есть «мира человеческой непосредственности» - стремлений, фантазий, сомнений, реакций на непосредственные частные события, сделав научной задачей «исследование природы пред-данности».

В этот же период в исторической науке ФРГ возникло новое направление, именующее себя «социальной» или «социально-исторической наукой». Теоретическое обоснование этому направлению дали Х.У. Велер, X. Бёме, Ю. Кокка, М. Штюрмер. Вскоре это направление в германской историографии вылилось в направление «Alltagsgeschichte» - история повседневности. Сами сторонники этого направления, подчеркивали, что «главный предмет их внимания не ключевые исторические события или великие идеи, но повседневная жизнь простых жизнь, изменения в их жизни и изменения в них самих вместе со временем и внутри временных отрезков».

В 70-80-х годов в германской исторической науке продолжают разрабатываться вопросы развития Германии с точки зрения политики, экономики, истории, но многие авторы вплотную стали обращаться к вопросам повседневности и досуговой культуры, углублять разработку теоретических вопросов данной проблематики.

Выдающийся вклад в разработку теоретических и конкретно исторических вопросов изучения немецкой повседневности внес академик Ю. Кучинский. Он являлся одним из пионеров «истории повседневности» в ГДР. В начале 80-гг. он опубликовал трехтомник о повседневной жизни немецкого народа с 1600 до 1945 год. Этот фундаментальный труд заложил основы изучения повседневности, быта и досуговой культуры в германской историографии.

Вопросам теоретических проблем повседневности и досуга посвящен сборник «Sozialgeschichte der Freizeit: Unters, zum Wandel der Alltagskultur in Deutschland» («Свободное от работы время и формы его проведения различными классами и слоями населения Германии» - сборник социологических и исторических исследований) в котором представлены отдельные исследования по различным вопросам, посвященные социологическим и историческим проблемам свободного времени и форм его проведения различными классами и слоями населения Германии со второй половины XIX века по 1933 год. Интересными в работе являются вопросы понимания свободного времени, истории его появления взаимосвязь с понятием досуга. Отдельное исследование, посвященное вопросам спорта, причинам его появления и перехода в массовый и профессиональный спорт. Автором обстоятельно и полно раскрыты эти вопросы и они нашли отражение в нашем исследовании.

Одновременно появляются исследования, посвященные описанию кинематографа, праздников, музеев, театров и другим культурным мероприятиям немцев. Зигфрид Кракауэр теоретик и историк кино в своей книге «Психологическая история немецкого кино от Калигари до Гитлера» дает полный и подробный обзор и что очень важно, анализ психологической стороны развития кинематографа. Это исследование важно тем, что автор дает историю развития Германского кинематографа с самого начала, тогда как в других исследованиях очень часто опускают этот важный на наш взгляд период. Кракауэр называет начальный период развития кино «архаическим». Интересный и противоречивый период в истории кино выходит за пределы традиционного киноведческого анализа и показывает, как в этих фильмах прямо или косвенно нашли свое отражение мощные социальные процессы и противоречия самой жизни. Как реагировали зрители на различные кинопремьеры, нововведения. Автор акцентирует свое внимание еще и на то, что развитие индустрии кино напрямую зависело от зрителя, массовым и популярным в этот «архаический» период были лишь киноленты понятные и интересные зрителю и от этого зависело развитие той или иной кинокомпании.

В работе «175 Jahre Oktoberfest 1810-1985» («175 лет Октоберфест с 1810-1985 года») раскрывается история празднования одного из любимых праздников немцев - «Октоберфеста» и эволюция этого праздника с 1810 по 1985 годы. Рамки нашего исследования распространяются на период с 1871 по 1914 года. В работе освещено, как проходили ежегодные мероприятия празднования и отражение основных политических, экономических и социальных изменений, происходивших в стране. Влияние достижений технического прогресса на развитие и эволюцию этого праздника. Для нашего исследования данное издание имеет значение как показатель важности и значимости праздников в развитии досуговой культуры Германии. Насколько сплоченно немцы готовились и отмечали этот праздник, как они служили общности интересов и взаимосвязи поколений.

Следующим исследованием о проведении свободного времени можно назвать «Zwiebelmarkt und Lichterfest. Mitteldeutscher Verlag Halle». (Традиционный праздник урожая. День продажи лука). Данная работа представляет собой сборник, в котором подробно описаны праздники, характерные для различных областей Германии. Можно перечислить лишь некоторые из них «Пасхальная верховая езда», которая была особенно популярной в нескольких общинах кругов Каменц, Баутцен и Хойерсверда, «Мякиш гунна и парень Троицы», соревнования гимнастов во Фрейбурге и многие другие праздники. Это исследование помогает представить насколько разнообразен и пестр культурный досуг немцев, традиции в форме праздников передающихся из поколения в поколение.

Автор Horst Groschopp в работе «Zwischen Bierabend und Bildungsverein: Zur Kulturarbeit in der dt. Arbeiterbewegung vor 1914» («Образовательные союзы, существующие для культурной работы в немецком рабочем движение до 1914 года») показал историю создания и развития спортивных союзов на территории Германской империи рассматриваемого периода. Horst Groschopp говорит о значении физического воспитания, его развитии во времени, о спортивных движениях и путешествиях молодежи. Данный аспект досуга как спорт и туризм очень важны для Германии рубежа XIX - XX веков, ведь спорт и туристические движения появились как одна из реакции на процесс урбанизации. Все возможные путешествия молодежи, о которых говорит автор, важны для развития физически и духовно здоровой нации, об этом заботилось и само государство.

Среди работ, посвященных культурной стороне жизни немцев, их быту и повседневности, находящихся на стыке истории, этнографии, культурологии можно назвать работы Р. Зидера, Г. Крейга. Ценность данных трудов заключается в их подходе к изучению проблемы и связи с другими науками.

В книге Рихарда Зидера «Социальная история семьи в Западной Европе (конец XVIII — начало XX вв.)» прослеживаются методы и достижения этнографии, культурологии, социологии, психологии, права, антропологии, географии. Исследование Зидера является системным. Он исходит из представления о семье как о социальном микрокосме, в котором живут и работают люди, социализированные данным обществом и сами социализирующие приходящие на смену поколения. Семья сама по себе предстает в качестве достаточно сложной системы, функционально реализующей задачи по репродукции рабочей семьи, общественных структур, формированию стереотипов поведения. Ученый рассматривал повседневную жизнь различных типов семьи: крестьянской, буржуазной, промышленных рабочих. Зидер считал, что семья не должна рассматриваться вне своего социально-политического и экономического контекста, поэтому сделал в своей работе экскурсы в историю форм производства.

Американский культуролог Гордон Крейг в своей работе «Немцы», представляет собой блестящее исследование истории, культуры и иных аспектов жизни людей, живущих в самом сердце Европы. Состоящий из ряда ярких тематических эссе этот труд раскрывает характер и своеобразие народа, чья необыкновенная жизнестойкость и противоречивый характер до сих пор являлись неразрешимой загадкой. Ценность этого исследования заключается в том, что это исследование не чисто историческое, а находится на стыке с культурологией. Автор говорит о сплоченности немцев в сложных жизненных ситуациях, особенно в провинциальных городах и деревнях, можно даже говорить о какой-то замкнутости в этих маленьких деревнях о совместном отмечании свадеб, праздников. О неприятии или очень тяжелом принятии различных нововведений и многом другом. Данное исследование дает возможность понять, как жили немцы, почему были развиты именно те или иные аспекты досуга. И что немало важно, это исследование американца, можно говорить о взгляде со стороны, пусть и не всегда объективном.

За последние годы появились лишь работы по вопросам общего развития Германской империи рубежа XIX - XX веков и работы по развитию Германии в общем контексте развития Европы, среди которых можно выделить работы Э. Хобсбаума, Д. Нормана и др.

Э. Хобсбаум в работе «Век империи. 1875-1914» пытается понять и объяснить девятнадцатый век, его место в истории, а также понять и объяснить мир в процессе революционных преобразований, чтобы найти в прошлом корни текущих событий и представить прошлое как. единую и цельную сущность, а не как набор тем для обсуждения, каждая в отдельности истории государств, истории политики, экономики, культуры и многих других вещей. Среди множества поднятых автором вопросов касающихся развития XIX века, стоит вопрос о понятии «нации» и «национального государства», в том числе и Германской империи, насколько тяжело было немцам в сложной для страны период осознать себя как нация. Поднимает вопросы актуальные для нашего исследования - воздействие прессы на рядовых читателей. Раскрывает историю одной из форм досуга немцев - спорта, показывает насколько был популярен футбол, говорит о значении Олимпийских игр.

Исследование английского ученого Нормана Дэвиса «История Европы» представляет собой собранный воедино большой фактологический материал, который в свою очередь сопровождается включением в текст неожиданных мнений, забавных и трагических эпизодов, рельефных портретов, оживляющих широкую панораму развития европейского континента. Обширность исследования позволяет понять и увидеть то или иное событие или явление в контексте истории, а не отдельным скупым фактом, что облегчает анализ и видение тех или иных событий. Конкретно для нашего исследования полезен фактический материал по развитию спорта и вопросу посвященному тому, что большинство европейских правительств в период XIX - XX вв. стремилось укрепить национальную сплоченность своих граждан церемониями, символами, интеграцией истории, но главное — через образование и культуру.

Таким образом, анализ историографии показал, что, несмотря на наличие работ, затрагивающих отдельные вопросы досуговой культуры немцев в последней трети XIX - начала XX веков, нет систематизированных исследований, дающих панораму культурной жизни Германской империи в указанный период. Не раскрыты исторические предпосылки и условия развития досуга в Германской империи, его основных форм.

Целью работы является комплексное исследование развития досуговой культуры населения Германии в последней трети XIX - начале XX веков.

Для достижения цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:

1) выявить исторические предпосылки и условия развития досуга Германии;

2) раскрыть основное содержание и функции традиционных форм досуга в Германской империи;

3) установить условия появления новых форм досуга в процессе индустриализации страны и их влияние на духовную жизнь народа;

4) показать панораму культурного досуга в Германии и проследить эволюцию досуговой культуры с 1871 по 1914 годы;

5) осветить основные достижения культурного развития немецкого народа в конце XIX - начале XX века.

Каждая из этих задач может представлять самостоятельную тему для исследования, однако автор ставит главной своей целью показать досуговую культуру немецкого населения в целом. В диссертации не ставится задача изучения религиозной культуры, архитектуры, развития деятельности различных обществ как элементов культурной среды.

Источниковую базу исследования составляют следующие виды документов: законодательные акты, опубликованные источники, материалы личного происхождения (мемуары), периодическая печать, художественная литература, путеводители.

Первой группой источников являются законодательные акты. В настоящее время в исторической науке заметна тенденция существенного расширения привлечения данных видов источников в исследованиях. Не ограничиваясь изучением собственных формально-правовых аспектов конкретных решений и их последствий, существует тенденция рассматривать законы и другие правовые акты в системном единстве как отражение реальных, личных, групповых, социальных интересов и настроений.

При написании работы использованы законы Германской империи рассматриваемого нами периода. Наиболее важными для нас из них являются: Закон о страховании по инвалидности и старости (22 июня 1889 г.), Закон о страховании по безработице (1891 г.), Закон об обязательном

Л

воскресном отдыхе (1891 г.), Закон о страховании на случай болезни (принят рейхстагом в мае 1883 года, вступил в силу с декабря 1884 года), Закон о страховании от несчастных случаев (принят в июне 1884 года, вступил в силу с октября 1885 года). В сложившейся политической и социальной обстановке Германии рубежа XIX — XX веков возникла необходимость существования данных законов. Особенно актуальны они были для рабочего класса империи, которые вследствие своего положения и условиями работы не имели возможности для отдыха и досуга. После появления этих законов происходило значительное улучшения положения рабочих, сокращение рабочего времени, и как следствие, появление свободного времени и возможность отдыха и развития сферы досуга.

Вторая группа источников представлена опубликованными документами. Важным источником является сборник документов и материалов по истории культуры немецкого рабочего движения в 1848-1918 гг., раскрывающий основные направления рабочего движения в области образования, создания различных обществ, взаимодействие с социал- демократической прессой, проведение лекций и многое другое, что позволяло рабочему движению занимать досуг граждан и повышать уровень образованности и культуры.

После обоснования теории об «Alltagsgeschichte» - истории повседневности Ю. Кучинским в Германии появилось ряд изданий содержащих материалы о развитии культуры и досуга различных слоев и регионов страны. Так, например, под редакцией В. Якобайта и У. Мормана были опубликованы культурологические очерки и материалы под названием

•у

«Культура и образ жизни пролетариата», показывающий повседневный уклад жизни определенной прослойки общества Германии, взаимосвязь с культурой и т.д.

Повседневная жизнь, быт и культура жителей Магдебурга раскрыты в сборнике материалов, изданном в 1979 году. Седьмой том многотомного издания охватывает период с конца XVIII века по начало первой мировой войны. Здесь были подчеркнуты конкретные зарисовки жизненного уклада немцев в конце XIX - начале XX веков. О влиянии капитализма на сельское хозяйство в частности на образ жизни и культуру сельского населения

о

Магдебурга.

Г. Бок издал крупную работу о влиянии буржуазной, индустриальной и демократической революциях на культурную жизнь немцев, как эти явления нашли отражение в изменениях досуговой культуры Германской империи. В. Шёне собрал материал о культуре и образе жизни немцев за значительный исторический период (1750-1850), традиции этих явлений сохранились и в более поздние периоды истории Германии и нашли отражение в данном исследовании. Крупное собрание сказаний, легенд о немецком характере собраны и опубликованы Г. Бюрде-Шнайдевиндом. Материалы охватывают огромный исторический период с 13 до 19 вв. и показывают различные направления проявления немецкого характера.

Значительное число материалов о соотношении искусства идеологии и эстетики оставила Клара Цеткин. В четырех томах она показала неразрывную связь этих форм общественного сознания и их огромное воздействие на менталитет немецкого народа.

Двухтомник источников по музыкальной эстетике XIX века представляют Германию как страну великих музыкантов. Одновременно они свидетельствуют и о многообразии жанров музыкальной культуры в стране, ее глубоком проникновении в сознание и повседневность немцев.

Третья группа представлена материалами личного происхождения - мемуарами. Особенность этого вида источников состоит в том, что в нем присутствует достаточно зримо личностный мотив и он носит в известной степени субъективный характер. Однако этот вид источников содержит автобиографическую, социальную, социально - психологическую информацию, которая отсутствует в официальных документах, а также в источниках других видов.

Мемуарная литература — это воспоминания, дневники личного происхождения. Их общей чертой является то, что исторические события осмысливаются в них на основе собственного опыта. Так, в работе представлены мемуары канцлера Германской империи О. Бисмарка «Вильгельм II. Воспоминания и мысли», «Вильгельм II, император Германии. Мемуары, события и люди 1878-1918 гг.», А. Бебеля «Из моей жизни» в которых раскрывается государственная политика в области социальной, культурной жизни. Остановимся более подробно на мемуарах Августа Бебеля «Их моей жизни». Для нашего исследования данная работа ценна, прежде всего тем, что автор является современником происходивших событий и довольно подробно их излагал, конечно же нельзя забывать и о об объективности изучаемого материала. Наиболее важным в данной работе является положение периодической печати, ее взаимоотношения с существующей политической властью и вопросы существования и функционирования в условиях давления и запрета со стороны государства, и положение в данных условиях социал-демократической прессы.

Несмотря на такие недостатки мемуарной литературы, как субъективизм и зависимость от памяти, она является наиболее информативным источником для изучения повседневной жизни любого государства.

Четвертую группу составила периодическая печать, которая является одним из ведущих средств массовой информации и коммуникации. Несмотря на наличие цензуры, газеты и журналы конца XIX - начала XX веков помещали многочисленную информацию о культурной жизни Германии, о традиционных и новых формах досуга. В настоящей работе использованы газеты и журналы «National-Zeitung», «Preussische Jahrbücher», «Berliner Tageblatt», «Вестник Европы», «Всемирный вестник», «Исторический архив», «Новь», «Русская мысль» др. Из них взяты сведения о социальной и политической жизни классов империи и влиянии происходивших событий на повседневность, отдых, развлечения. Данный вид источник наиболее информативен и разнообразен по представляемому материалу от политической и социальной до культурной и досуговой сфер жизни населения империи. И что не мало важно, работая с данным видом источника погружаемся в ту обстановку которая царила в рассматриваемый период без посредников, так как данная информация, содержащая в периодической печати была рассчитана на читателей, своих современников. В этих изданиях помещались наиболее важные и интересные события, веяния литературной, театральной жизни империи, по которым можно проследить, что читали немцы, что им было интересно. Периодическая печать как зеркало отражала основные события жизни немцев и что очень важно отвечала потребностям и требованиям граждан империи.

Пятую группа представлена художественной' литературой, которая является, в принципе, второстепенным источником по новой истории, но имеет большую источниковедческую ценность по истории повседневной и культурной жизни. Эта литература ценна тем, что автор, описывающий современную ему эпоху, не может использовать свое право на вымысел, вместе с тем он стремится к исторической правде и точности воспроизведения социокультурной обстановки страны. В данном исследовании использованы произведения Т. Манна «Будденброки», «Земля обетованная», а также работы таких авторов, как Т. Фонтане, Р. Швейхель, В. Раабе. Остановимся более подробно на работе Т. Манна «Будденброки», это история одного семейства Будденброков, на примере которого автор показывает влияние внешних факторов на историю развития семьи, их взаимоотношений, влияние экономических условий развития страны на экономическое положение семьи и многое другое. Непосредственно для нашего исследования важным являются аспекты повседневной жизни членов Будденброков, возможности проведения досуга с учетом своего социального и финансового положения. В данном произведении показаны такие формы досуга как туризм, в форме курортного отдыха, чтения книг, прослушивание музыкальных произведений в кругу своей семьи и на званых вечерах и многое другое. Художественная литература как никакая другая позволяет нам погрузиться в эпоху, наиболее полно понять и проследить основные формы и виды досуговой культуры Германской империи рубежа веков. В произведениях указанных авторов раскрывается характер немцев, показываются особенности быта, традиций и культурные взаимоотношения между различными социальными группами населения.

Шестую группу источников составили путеводители, то есть справочные издания, содержащие сведения о Германии, ее городах, культурных центрах, национальных традициях, в частности, представлена информация о туристических маршрутах, о развитии сферы досуга в этой стране. Одними из наиболее информативных путеводителей является «Путеводитель по Берлину и его окрестностям для русских путешественников»1, раскрывающий основные достопримечательности Берлина, культурные и развлекательные центры (театры - от низкопробных до высшего порядка, музеи на любой вкус), сведения о питейных заведениях, гостиницах, туристических маршрутах и что не мало важно стоимость различных услуг и многом другом. Данный вид источника для нашего исследования является очень информативен, представляемый в нем материал не содержится в других видах источников, если и встречается то в более узком виде.

Представленные виды источников позволили раскрыть изучаемую проблему и осуществить решение задач, поставленных в работе.

Методология исследования. Диссертация написана с позиций историзма, научности и социокультурного подхода. Историзм позволяет изучать явления и события в строгой хронологической последовательности и с учетом конкретно-исторической ситуации, выявляя факторы и предпосылки исторических событий и условий, которые мы реконструируем. Культура в данном случае понимается как совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или отдельных слоев общества1.

Главная задача исследователя при этом состоит в том, чтобы показать, каким именно образом формируются представления, мысли, способности индивидов под воздействием культурной политики и практики, различных форм и жанров досуговой культуры2. Социокультурологическая модель изучения прошлого стремится оперировать категориями, которые раскрывают культуру, ценности, нормы и традиции. При этом система понятий включает такие определения, как материальная и духовная культура, элитарная и массовая культура, досуговая культура и т.д.

Для анализа конкретно-исторического материала применялись историко-генетический и историко-сравнительные методы, а также структурно-функциональный анализ.

Историко-генетический метод состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой досуговой сферы в процессе ее исторического движения. Этот метод позволил показать причинно- следственные связи, закономерности развития досуга Германии, взаимосвязь его традиционных и новых форм.

Историко-сравнительный метод основывается на сравнении, его объективной основой является то, что прошлое представляет собой повторяющийся, внутренне обусловленный процесс. В ходе сравнения открывается возможность для объяснения исторических фактов, раскрытия их сущности. Применение данного метода позволило выявить специфику отдельных видов досуга, их связь и преемственность.

Привлечение структурно-функционального анализа способствовало изучению принципов функционирования и взаимосвязи разных видов досуговой культуры, отличающихся морально-политическими, научными и художественными характеристиками.

Таким образом, в диссертации методологическая основа представлена совокупностью современных подходов и методов, выработанных отечественной и зарубежной историографией.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

автор впервые предпринял попытку комплексно раскрыть досуговую культуру населения Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков, выявить ее содержание и функции;

установил исторические условия возникновения представленных форм досуга и их взаимосвязь с основными процессами, происходившими в стране в изучаемый период;

представил системную характеристику традиционных (театр, музеи, выставки, домашнее чтение и библиотеки) и новых (литературно- музыкальные вечера, праздники, музыка, танцы, кинематограф, спорт и туризм) форм досуга, раскрыл их место в досуговой культуре немецкого народа;

на основе имеющейся источниковой базе автор дал панораму культурного досуга в Германии и показал эволюцию досуговой культуры.

Практическая значимость. Положения диссертации, ее выводы могут быть использованы как для развития досуговой культуры в наши дни, так и при написании обобщающих трудов, посвященных истории Германии в Новое время. Материалы диссертации полезны для подготовки лекций и семинарских занятий в университетах; при разработке факультативных занятий и спецкурсов по истории досуговой культуры немецкого общества в последней трети XIX — начале XX веков.

Апробация. Основные результаты диссертационного исследования сообщались и обсуждались на заседаниях кафедры новой и новейшей истории Ставропольского государственного университета, выводы диссертации изложены в 9 научных публикациях автора и апробированы на университетских, научных и научно-практических конференциях в 2006-2009 годах.

Структура диссертационного исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Работа построена по проблемно-хронологическому принципу.

Стоит уточнить, по какому принципу было выбрано разделение на главы традиционные и новые формы. К традиционным формам были отнесены театр, музеи, выставки, домашнее чтение, праздники, музыка, танцы в связи с тем, что эти формы досуга, в том виде которым мы их рассматриваем были и до 1871 года, и претерпели лишь некоторые изменения, в связи с изменениями, происходившими в государстве вообще. А новые формы досуга, такие как кинематограф и спорт, появились только с конца XIX - начала XX веков. Стоит сделать уточнение, спорт мы имеем в виду как современное понятие и становление профессионального спорта, а не просто забав и развлечений на открытом воздухе. Что же касается отнесения литературно-музыкальных вечеров к новой форме досуга, это конечно же спорный вопрос, но в связи с появлением в этот период новых направлений и литературе и искусстве вообще, именно с конца XIX - начала XX веков, таких как направление «Сецессиона», декадентство (декаданс) и модерна. В связи с этим необходимо отнести этот вид досуга к новым формам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: