При проведении профориентационной работы следует обязательно учитывать
возрастные особенности школьников. Обучение на начальной, основной и старшей
ступени должно быть организовано по-разному.
Ключевую позицию в организации работы по профориентации должно занимать
психологическое сопровождение ученика с учетом его индивидуальных особенностей на протяжении всего периода обучения в школе. Это поможет подготовить учащегося к осознанному выбору будущей профессии.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников рекомендуется
выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы. Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.
5-7 классы: развитие у школьников личностного интереса к профессиональной
деятельности; формирование образа “Я”; приобретение первоначального опыта в
|
|
различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения;
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию,
формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция
профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
На каждом этапе профориентационной работы рекомендуется обязательное
проведение классных часов по профориентационной тематике с учетом возрастных особенностей учащихся (Приложение №8).
Работа по профориентации в 1-7 классах (первый этап) представляет собой
пассивно-поисковый период. Это этап первичного профессионального выбора. Цель учителя 1-4 классов - развить интересы и способности школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.
Для учащихся 5-7 классов необходимо увеличить число кружков и факультативов, привлекать их к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами.
Кроме того, начиная с 1 класса, рекомендуется создавать портфолио и папки
достижений. Все материалы, собранные в портфолио по профориентации, сопровождают
|
|
учащегося до самого выпуска.
Второй этап ( активно-поисковый) для учащихся 8-9 классов.
Цель учителя – помочь каждому подростку сформулировать конкретные
задачи профессионального и личностного самоопределения, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9класса). На этом этапе рекомендуется на классных часах знакомить с миром профессий, с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, оказывать помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим нужно вести индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивать тематические родительские собрания, привлекать школьников к работе в каникулярное время и проводить первые профессиональ- ные пробы.
Третий этап – профессиональное определение учащихся 9, 10-11 классов.
Главная цель педагогов – подготовить выпускников школы к адекватному
выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния
здоровья и потребностей на рынке труда города, региона. Обязательным является введение в 8-9 классах предпрофильной подготовки, а в 10-11 классах профильных классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ