Доводы ученых, которые считали запрещенным или порицаемым совершение молитвы между колоннами

Основным доводом этой группы ученых является следующий хадис:

‘Абдуль-Хамид ибн Махмуд рассказывал: “Однажды мы совершали молитву позади одного из амиров и люди оттеснили нас, по причине чего мы стали совершать молитву стоя между столбами. А Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) стал отодвигаться назад, и когда мы завершили молитву, он сказал: «Мы отстранялись от этого (молитвы между столбами) во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)»”. Ахмад 3/131, ат-Тирмизи 229, Абу Дауд 673, ан-Насаи 821.

Достоверность этого хадиса подтвердили имамы ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аз-Зуркъани, Ибн Хаджар, аз-Захаби, ас-Суюты, ас-Сан’ани, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади, ‘Али ибн Адам аль-Атьюби, Шу’айб аль-Арнаут и др. См. “Фатхуль-Бари” 1/578, «Джам’ аль-джауами’» № 22447, “аль-‘Удда ‘аля аль-Ихкам” 3/345, “Сахих Аби Дауд” № 677, “Шарх Сунан ан-Насаи” 10/304.

Однако хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили в «аль-Ахкам аль-уста» 1/354 сказал об этом хадисе: “Передатчик ‘Абдуль-Хамид не из тех, на чьи хадисы опираются”, и он ошибся в этом. Многие имамы возразили ‘Абдуль-Хаккъу на эти слова, ибо передавший данный хадис ‘Абдуль-Хамид ибн Махмуд является надежным, надежность которого подтвердили ан-Насаи, ад-Даракъутни, Ибн Хиббан, Ибн Хаджар, аз-Захаби и др. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 2/479, “аль-Кашиф” № 3117.

А хафиз Ибн аль-Къаттан, делая опровержение на эти слова ‘Абдуль-Хаккъа, сказал: “Я не знаю, кто сообщил ему об этом (что ‘Абдуль-Хамид ненадежный)! Я не видел никого из числа тех, кто составил книгу о слабых передатчиках, чтобы он упомянул ‘Абдуль-Хамида среди них”. См. “Баян аль-уахм” 5/338.

Таким образом, данный хадис достоверный и нет в этом никаких сомнений.

Следующий довод – это хадис, переданный от Къурры ибн Ийяса аль-Музани (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Нам запрещалось во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) становиться в ряды (во время молитвы) между столбами. И мы отдалялись от них”. Ибн Маджах 1002, ат-Таялиси 1072, Ибн Хузайма 1567, Ибн Хиббан 2216.

В иснаде этого хадиса есть передатчик по имени Харун ибн Муслим, которого назвал неизвестным имам Абу Хатим. Однако достоверность и этого хадиса подтвердили многие ученые, кто-то по причине того, что усилил его предыдущим хадисом от Анаса, а кто по причине того, что считал Харуна надежным. Например, хафиз аль-Бусайри, который говорил, что Харун неизвестный, как это сообщил Абу Хатим, сказал: “Но у этого хадиса есть подкрепляющее свидетельство от Анаса, что приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Насаи”. См. “аль-Мисбах” 1/191.

То же самое говорили имам аш-Шаукани, шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади и шейх аль-Мубаракфури.

А шейх аль-Альбани сказал: “Абу Хатим назвал неизвестным Харуна ибн Муслима по той причине, что не знал передававших от него, кроме ‘Умара ибн Синана ас-Сугъди, по причине чего не упомянул вместе с ним другого. Однако действительность указывает на то, что от Харуна передавали также трое надежных, и все они передают от него этот хадис. Речь идет о Абу Дауде ат-Таялиси, Абу Къутайбе Саляме ибн Къутайбе и Яхье ибн Хаммаде. И это указывает на то, что Харун известен, и не является неизвестным. И иснад этого хадиса достоверный или же по меньшей мере хороший. А в совокупности с хадисом Анаса этот хадис однозначно является достоверным”. См. “Тамамуль-минна” 296-297.

И среди имамов, подтвердивших достоверность этого хадиса: Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, ‘Аляуддин Магълятаи, аль-Альбани, ‘Али ибн Адам аль-Атьюби, и др. См. “Шарх Сунан Ибн Маджах” 3/369, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 335, “Шарх Сунан ан-Насаи” 10/303.

Таким образом, эти два хадиса указывают на запрет совершения молитвы, стоя между колоннами, которые прерывают целостность ряда.

Известно среди ученых, что хадисы, в которых сподвижники на что-то говорят: «Это Сунна», или говорят: «Нам было велено», или: «Нам запрещалось», или: «Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы делали…» и т.п. имеют положение марфу’, т.е. то, что восходит к самому пророку (мир ему и благословение Аллаха), как это разъяснял хафиз ас-Суюты в «Альфия аль-мусталях».

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Слова сподвижника: «Мы делали так-то» имеет положение марфу’, т.е. исходит от пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “ан-Нузха” 138.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Слова сподвижника или сподвижницы: «Нам было запрещено» означают, что это пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил им, поскольку только он мог запрещать и дозволять!” См. “Шарх Рияд ас-салихин” 3/176.

Также запрет на совершение молитвы между колоннами усиливает и мнение сподвижников:

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не выстраивайтесь в ряды между колоннами!” Ибн Аби Шейба 2/387, аль-Байхакъи 3/104, ат-Табарани в “аль-Кабир” № 9293, 9294, 9295. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/95.

Имам аль-Байхакъи после приведения двух упомянутых хадисов и этого сообщения Ибн Мас’уда, сказал: “Суть этого в том, а Аллах знает лучше, что колона препятствует соединению ряда. Если же человек молится (между колоннами) один или стоящие между колоннами не выходят за нее, то тогда это не порицаемо ин ша-Аллах”. См. “ас-Сунан аль-кубра” 3/104.

Также Ибн Мас’уд говорил: “Не совершай молитву между колоннами! Встань позади или же спереди”. аль-Бухари в “Тарих аль-кабир” 8/41.

Также запрет на это передается от Хузайфы, Анас и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах). См. “аль-Мусаннаф” Ибн Аби Шейбы 2/387, “аль-Аусат” 4/182 Ибн аль-Мунзира, “Шарх Сахих аль-Бухари” Ибн Батталя 2/134.

Имам Ибн Сайд ан-Нас сказал: “И неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников в этом им противоречил!” См. “Тухфатуль-ахуази” 2/19, «‘Аунуль-Ма’буд» 3/284.

А из числа таби’инов этому мнению следовал Ибрахим ат-Тайми, который говорил: “Не совершайте молитву стоя между колоннами, и делайте ряды полноценными”. Ибн Аби Шейба 3/370.

Также сторонники этого мнения приводят в качестве довода хадисы, в которых идет веление не оставлять промежутков между рядами и содержится угроза в адрес тех, кто прерывает ряд. От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто соединит ряд, соединит Аллах (наградит), а с тем, кто разорвет ряд, Аллах порвет!» Ахмад 5724, Абу Дауд 666, аль-Хаким 774. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, хафиз аль-Мунзири, имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, имам ас-Суюты, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани. См. “ат-Таргъиб” 1/174, «аль-Маджму’» 4/227, “Фатхуль-Бари” 2/212, «Сахих аль-джами’» 6590.

Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь оставлять промежутки в молитве (между рядами)!» ат-Табарани в «аль-Кабир» № 11453. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1757.

Сторонники этого мнения говорили, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал разрывать целостность рядов в молитве, а колоны делают именно это, следовательно, молиться между ними или чем-либо, что разрывает ряд - запрещено! Шейх аль-Альбани сказал: “Также в этом положений колоне подобен и длинный многоступенчатый минбар, который прерывает первый ряд, а иногда даже и второй!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/657.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: