Запрет на совершения молитвы между колоннами указывает на категоричность запрета или же нежелательность?

Ученые разошлись относительно запрета, который касался совершения молитвы между колоннами, является ли этот запрет категоричным (харам) или же указывает на порицание (макрух). Что касается многих имамов, которые считали молитву между колоннами порицаемой, а не запретной, то они делали этот вывод по причине попытке совмещения их с хадисом Ибн ‘Умара о совершении посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) молитвы между столбами. Например, имам аз-Зуркъани сказал: “Однако аль-Хаким с достоверным иснадом привел хадис от Анаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал молитву между колоннами. Но поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха), совершившего молитву между колоннами, указывает на то, что запрет этот касается нежелательности”. См. “Шарх аль-Мууатта” 2/473.

Но ранее было обоснованно то, что поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха) указывает на дозволенность молитвы между колоннами в одиночку, тогда как запрет на молитву между колоннами в отношении джама’ата остается в силе.

Также следует отметить тот факт, что зачастую саляфы под словом «порицание» подразумевали запрет, в отличие от более поздних их последователей. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 1/43.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается термина «макрух», то зачастую это используется в отношении того, что является харамом. Но также это слово используется и в отношении порицаемой вещи”. См. “Бадаи’ аль-фауаид” 4/812.

Шариатское правило гласит, что любой запрет в основе указывает на категоричность (харам), если только не будет исключающего довода, сводящего запрет на нежелательность (макрух). См. “Усуль аль-фикъх аль-мухимма” 18.

По этой причине имам Ибн Хузайма назвал главу в своем Сахихе, в котором привел хадис от Анаса так: «Глава о том, что запрещено выстраиваться в ряд между колоннами».

Имам Ибн Хиббан назвал главу в своем Сахихе, в котором привел хадис от Къурры так: «Упоминание о запрете молитвы между колоннами для джама’ата».

А главу, в которой привел хадис от Анаса, назвал так: «Упоминание второго хадиса, в котором речь идет о категоричном запрете».

Имам аш-Шаукани сказал: “Внешне хадис Къурры и хадис Анаса указывают на то, что это (молитва между колоннами) запрещено (харам)”. См. “Нейлюль-аутар” 3/236.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: