На основании всего изложенного становится с дозволения Всевышнего ясно:
- Молитва между колоннами в коллективной молитве запрещена для тех, кто молится позади имама, как на это указывают хадисы и мнения сподвижников.
- Что же касается молитвы между колоннами для имама или группы молящихся, ряд которых не выступает за колоны, то нет в этом никакого порицания.
- Также обстоит дело и с молитвой между колоннами в случае необходимости, когда например, в мечети не хватает места и много молящихся. Это дозволено без разногласий среди ученых, даже если колона будет прерывать ряд.
Необходимо доносить этот вопрос с мудростью до мусульман, которые не осведомлены об этом положении, приводя доводы и не опасаясь посеять смуту, но, не вступая при этом в ссору и вражду! Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о совершении молитвы между колоннами из-за возможности смуты и т.п. со стороны несведущих людей и слепых подражателей, он ответил: “Не думаю, что такое может иметь место, поскольку человек может встать в ряду, который идет после колон, а потом разъяснить людям положение молитвы между колоннами, приведя доводы. Кто желает истину, тому Аллах облегчает ее принятие!” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” № 390.
Шейх аль-Альбани говорил: “Тому, кто желает построить мечеть следует велеть инженеру сделать проект, в котором будет мало колон (в молебном зале) насколько это возможно, чтобы уменьшить вред, который несут эти колоны в мечетях, прерывая ряды. И в наше время возможно построить мечеть вообще без каких-либо колон в молебном зале, если мечеть не сильно просторная”. См. “Самр аль-мустатаб” 1/413.
Хвала Аллаху, в наше время есть множество мечетей, в которых молебенный зал может вмещать в себя несколько тысяч молящихся мусульман и при этом не иметь колон. Более того, к сожалению, в наше время во многих мечетях колоны устанавливаются не в качестве необходимой опоры, как это было раньше, а в качестве украшения.
Прошу Всевышнего Аллаха сделать этот небольшой труд полезным и благословенным для мусульман, который прибавит им знания!
И в заключении, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду,
членам его семьи и всем его сподвижникам!
Использованная литература
1. «Фатхуль-Бари би шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
2. «Фатхуль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Раджаб аль-Ханбали.
3. «‘Умдатуль-къари шарх Сахих аль-Бухари» Бадруддин аль-‘Айни.
4. «Шарх Сахих Муслим» Яхья ибн Шараф ан-Науауи.
5. «Тухфатуль-ахуази би шарх Джами’ ат-Тирмизи» Мухаммад аль-Мубаракфури.
6. «‘Аунуль-Ма’буд шарх Сунан Аби Дауд» Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади.
7. «Шарх Сунан ан-Насаи» ‘Али ибн Адам аль-Атьюби.
8. «Найлюль-аутар мин асрар Мунтакъа аль-ахбар» Мухаммад аш-Шаукани.
9. «Басат аль-кафф фи итмам ас-сафф» Джалялюддин ас-Суюты.
10. «Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
11. «Самруль-мустатаб фи фикъхи-Сунна уаль-Китаб» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
12. «Тамамуль-минна фи-тта’ликъ ‘аля Фикъх ас-Сунна» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
13. «Тауфикъ аль-Бари фи хукми-ссаля байна ас-сауарий» ‘Али ибн ‘Абдуль-Хамид аль-Халяби.
14. «Тасуия ас-суфуф уа асаруха фи хаятиль-умма» Хусайн аль-‘Ауаиша.
15. «ан-Наджм ас-сарий фи хукми-ссаля байналь-а’мида уа-ссауарий» Абу ‘Абдуллах аль-Аджурри.