Направлено на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности, умения действовать по показу, по подражанию.
Оборудование: плоские палочки одного цвета, из которых нужно сложить определенную фигурку.
Проведение обследования ребенка: педагог строит перед ребенком определенную фигурку – первую палочку кладет вертикально, вторую – рядом слева, вверху – горизонтально, третью – рядом справа, внизу_ опять горизонтально. Предлагает ребенку построить такую же фигурку.
Обучение: при затруднениях ребенка педагог предлагает выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай, как я».
Оценка: принимает ли задание, способы выполнения – по показу, по подражанию.
Примечание
1. Задания проводятся с ребенком индивидуально.
2. Задания предлагаются не на одном занятии, а на протяжении нескольких (2-3).
3. После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения заданий.
4. Результаты фиксируются в таблице: если задание выполнено самостоятельно, то актуальный уровень, если по показу или подражанию, то – зона ближайшего развития, если ребенок не может выполнить задание, то уровень его развития находится в ниже зоны ближайшего развития.
|
|
6. После анализа составляется индивидуальная программа воспитания и развития.
Если в сумме ребенок набирает более 15 баллов, то это дает основание предполагать наличие у ребенка гиперкинетического синдрома.
Таблица. Уровни сформированности основных линий развития
№ п/п | Основные линии развития | Актуальный уровень | Зона ближайшего развития | Ниже зоны ближайшего развития |
I | Социальное развитие | |||
1.1 | Представления о себе | |||
1.2. | Ближайшее окружение | |||
1.3. | Навык опрятности | |||
1.4 | Навык одевания | |||
1.5 | Навык еды | |||
1.6 | Навык умывания | |||
II | Физическое развитие | |||
2.1 | Ходьба | |||
2.2 | Прыжки | |||
2.3 | Бег | |||
2.4 | Лазанье, ползанье | |||
2.5. | Метание | |||
2.6 | Равновесие | |||
III | Познавательное развитие | |||
3.1 | Сенсорика | |||
3.1.1 | Форма | |||
3.1.2 | Величина | |||
3.1.3 | Цвет | |||
3.1.4 | Целостность восприятия | |||
3.2 | Наглядно-действенное мышление | |||
3.3 | Ориентировка на количественный признак | |||
3.4 | Представления об окружающем мире | |||
IV | Развитие речи | |||
4.1 | Понимание речи | |||
4.2 | Активная речь | |||
V | Деятельность | |||
5.1 | Предметные действия | |||
5.2 | Игра | |||
5.3 | Рисунок | |||
5.4 | Конструирование |
7.9 Художественные фильмы, рекомендуемые для просмотра по курсу «Основы специальной психологии»
|
|
1. «Снежный пирог»- психологический портрет женщины аута.
2. «Человек дождя» - психологический портрет мужчины аута.
3. «Я умею прыгать через лужи» - психологический портрет ребенка с ДЦП.
4. «Восьмой день» -психологический портрет человека с болезнью Дауна.
5. «Танцуй в себе»- психологический портрет молодых людей с ДЦП.
6. «Дура» - психологический портрет детей с умственной отсталостью.