Мы считаем, что непосредственное чтение текстов следует начинать на этой стадии. Мы знаем, что у вас есть свои предпочтения по поводу того, как читать определенные тексты из вашей предметной области. Какова бы ни была ваша стратегия, мы советуем вам оставаться на уровне целостной картины, а не деталей, концентрируясь – и делая заметки – на основной идее автора, ключевых тезисах и аргументах. Основная идея чаще всего отражена во введении, тогда как тезисы и аргументы распределены в остальных частях текста. В процессе чтения постарайтесь не смешивать тезисы с аргументами. Первые суть темы, проблемы и вопросы в тексте, тогда как аргументы суть мнения автора на этот счет.
Один из способов не терять из вида целостную картину заключается в постоянном задавании себе вопросов. Вы, скорее всего, привыкли к тому, что преподаватель задает вопросы о тексте, чтобы проверить, правильно ли вы поняли текст, и просит вас оценить его. Мы считаем, что сначала вы должны задаться вопросами о понимании текста, и лишь затем переходить к его оценке. В примере приложения стратегии критического чтения во второй части задавались следующие вопросы:
|
|
Какова основная идея автора?
Какие основные проблемы рассмотрены в тексте?
Какие проблемы проигнорированы и не освещены?
Каковы основные аргументы, представленные в тексте?
Какие свидетельства, примеры и иллюстрации автор приводит для отстаивания своих аргументов?
Если вы осознано задаете и отвечаете на вопросы, связанные с понимание текста, вам в дальнейшем будет легче оценить его.