Содержание темы. При изучении темы студенты должны рассмотреть следующие вопросы
· Личностные качества, необходимые психологу-консультанту
· Модель "Окно Джохари"
· Образование психолога-консультатнта
· упервизия
· Взаимоотношения психолога и клиента (К. Роджерс)
Методические рекомендации по изучению темы.
Эффективность консультирования зачастую обусловлена не только профессиональными навыками консультанта, но и его личностными качествами. Р. Кочюнас (М., 1999), проанализировав различные точки зрения специалистов, предлагает модель личности эффективного консультанта и рассматривает факторы, которые могут способствовать основу этой модели:
· аутентичность
· открытость собственному опыту
· развитие самопознания
· сила личности и идентичность
· толерантность к неопределенности
· принятие личной ответственности
· постановка реалистичных целей
· эмпатия.
В целях осуществления личностного роста начинающего консультанта студентам можно предложить работу над моделью, получившей название «Окно Джохари». В соответствии с этой моделью представления человека о себе включают 4 области.
|
|
Открытая зона, или арена – это пространство, которое содержит общие знания человека о себе, то, что известно личности о себе и что знают о ней другие люди.
Скрытая зона, или фасад, - то, что человек знает о себе, но по каким-то причинам не сообщает окружающим (страх, зависть, событие, о котором пока еще не никто не знает и др)
Слепая зона (слепое пятно) содержит информацию, которая человеку неизвестна, но которой владеют другие (неприятный запах, привычка перебивать собеседника и др.).
Неизвестное (неведомое) – это то, что скрыто от самого человека и неизвестно другим, включая невыявленные способности и потенциальные возможности.
Совершенствуя свои профессиональные и личностные качества, консультирующему психологу необходимо стремиться к расширению открытой зоны за счет сужения трех остальных. Для этого он может быть более искренним, тем самым уменьшая скрытую зону. Получая же обратную связь от окружающих его людей о своих личностных и профессиональных особенностях, психолог уменьшает область слепой зоны. Сокращению неизвестной зоны способствуют самопознание, самоанализ, внезапное озарение (инсайт).
Модель расширения открытой зоны представлена на следующей схеме.
Открытая зона | О
б
Р.
с в з ь Слепая зона | |||
самораскрытие Скрытая зона | Неизвестная зона |