Тема 4. Профессиональные навыки, необходимые психологу-консультанту

Содержание темы. При изучении темы студенты должны рассмотреть следующие вопросы:

· умение слушать

· умение получать и давать обратную связь

· умение наблюдать

· умение концентрировать внимание на проблеме клиента

Методические рекомендации по изучению темы.

Беседа - основной метод психологического консультирования - предполагает оказание воздействия на клиента с помощью специальных техник, для чего являются необходимыми различные умения и навыки психолога-консультанта.

Умение слушать и слышать клиента – одно из важнейших. Карл Роджерс, осознавая важность этого умения, ввел понятие «эмпатическое слушание», которое подразумевает не только получение информации от клиента, но и стремление понять чувства и действия клиента.

Нерефлексивное слушание – активный процесс взаимодействия, умение слушать и молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. В зависимости от ситуации, консультант может выразить поддержку или одобрение короткими фразами или междометиями: «Да…», «Конечно…», «Так…», «Угу…».

Рефлексивное слушание – это объективная обратная связь для говорящего, критерий точности восприятия услышанного. Специалисты выделяют следующие продуктивные способы активного слушания:

· эхотехника - повторение одного или нескольких слов партнера.

· перефразирование – возвращение собеседнику его высказывания (одной или нескольких фраз), сформулированного своими словами.

· резюмирование – воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога.

· развитие идеи – высказывание собеседника не просто перефразируется или резюмируется, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: