Содержание темы. При изучении темы студенты должны рассмотреть следующие вопросы:
· умение слушать
· умение получать и давать обратную связь
· умение наблюдать
· умение концентрировать внимание на проблеме клиента
Методические рекомендации по изучению темы.
Беседа - основной метод психологического консультирования - предполагает оказание воздействия на клиента с помощью специальных техник, для чего являются необходимыми различные умения и навыки психолога-консультанта.
Умение слушать и слышать клиента – одно из важнейших. Карл Роджерс, осознавая важность этого умения, ввел понятие «эмпатическое слушание», которое подразумевает не только получение информации от клиента, но и стремление понять чувства и действия клиента.
Нерефлексивное слушание – активный процесс взаимодействия, умение слушать и молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. В зависимости от ситуации, консультант может выразить поддержку или одобрение короткими фразами или междометиями: «Да…», «Конечно…», «Так…», «Угу…».
Рефлексивное слушание – это объективная обратная связь для говорящего, критерий точности восприятия услышанного. Специалисты выделяют следующие продуктивные способы активного слушания:
· эхотехника - повторение одного или нескольких слов партнера.
· перефразирование – возвращение собеседнику его высказывания (одной или нескольких фраз), сформулированного своими словами.
· резюмирование – воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога.
· развитие идеи – высказывание собеседника не просто перефразируется или резюмируется, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного.