Цель: формирование навыков самоанализа с помощью модели Джохари,
Содержание: ведущий просит участников зарисовать в тетради модель Джохари (см. методические рекомендации). Далее он сообщает, что следующее упражнение связано с самораскрытием: Участники должны ответить на вопросы, некоторые из которых, могут оказаться сугубо личными. При этом ведущий обещает полную конфиденциальность. Кроме того, он отмечает, что если кто-то из слушателей не желает раскрывать то, что может задеть самолюбие, повлечь за собой неприятные воспоминания, он может выполнить лишь формальную часть упражнения. После этого зачитывается список вопросов:
· в графе «Открытая зона» напишите о себе то, что знаете вы и участники тренинга
· в графе «Скрытая зона» напишите то, что знаете вы, но другие участники тренинга не знают о вас
· в графе «Слепая зона» напишите, что бы вы хотели узнать о себе от участников тренинга или, может быть, от других людей
· в графе «Неизвестная зона» напишите, что бы вы хотели открыть в себе.
|
|
Обсуждение: после того, как каждый участник выполнит задание, группа приступает к обсуждению таких вопросов:
· насколько легко или трудно им было отвечать на вопросы о себе.
· заполнение каких частей окна им показалось наиболее трудным?
· какие сегменты окна они хотели бы в большей степени расширять на тренинге?
Упражнение «Самокритика» ( Семенова Е.М., 2002)
Цель: формирование адекватной самооценки.
Содержание: участники заполняют таблицу: 1-я графа содержит 10 слов-эпитетов, являющихся ответами на вопрос «Кто я».
2-я графа содержит информацию, как бы на этот вопрос ответили ваши родители, знакомые (можно выбрать одного из них)
В 3-й графе на этот вопрос отвечает кто-либо из группы (кто именно – каждый участник определяет для себя сам). Когда таблица заполнена, каждый участник выделяет доминирующие качества, линию поведения (повторяющиеся во всех трех графах) и подсчитывает количество совпадений. ПО количеству совпадений можно предполагать степень открытости человека.
Упражнение «Личностные качества психолога-консультанта».
Цель: формирование умения выделить в процессе групповой работы наиболее существенные для психолога-консультанта личностные качества.
Содержание: ведущий выдает каждому участнику карточку с названием одного из личностных качеств психолога-консультанта. Все участники выстраиваются в шеренгу (колонну), по степени значимости каждого качества, после чего группа проводит обсуждение.