Основы организации работы по добровольческой деятельности

Добровольческое движение должно быть плановым, системным и постоянным. Оно должно стать одним из приоритетных направлений в деятельности государственных органов Центрального федерального округа в области воспитательной деятельности.

Правовой основой добровольческой деятельности на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, Стратегия молодежной политики в Российской Федерации, Федеральные законы «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ № 422 от 11 июля 2005 года «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Чтобы объединить усилия органов исполнительной власти субъектов Центрального федерального округа, органов местного самоуправления, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая политика в области развития добровольчества, и соответствующая этой политике система, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Создание такой системы обязательно предполагает консолидацию деятельности всех органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений в регионах Центральной России.

Система развития добровольчества включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, бизнес-структуры, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по пропаганде добровольчества в Центральном федеральном округе.

Система развития добровольчества охватывает все уровни, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых, воинских и иных коллективов и заканчивая органами государственной власти. Она предполагает организацию мероприятий добровольчества, как на региональном уровне, так и в отдельных коллективах.

Ведущее место в системе развития добровольчества занимает семья. В семье начинается процесс воспитания личности, формирование и развитие которой в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных, трудовых, воинских коллективах, культурно-просветительских учреждениях в общественных организациях.

В системе развития добровольчества важнейшей составляющей является работа, организуемая и проводимая государственными органами, при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных, и других общественных организаций и объединений, основных религиозных конфессий.

Система развития добровольчества призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение социально-значимых проблем, создавать условия для их самореализации через добровольческую деятельность, желанию оказывать помощь и содействие ближнему.

Нормативно-правовое обеспечение добровольчества включает в себя совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы и определение социально-правового статуса, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов системы развития добровольчества.

Педагогическое и методическое обеспечение предполагает:
- фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и развитию добровольческой деятельности;

- использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения;

- развитие и совершенствование форм и методов воспитания, осуществляемого министерствами и ведомствами, институтами воспитания и общественными организациями;

- обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой добровольческой работы;

- регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.

Информационное обеспечение добровольческой деятельности должно быть регулярным и полноценным, с пропагандирующим позитивным настроем. Необходимо принять меры по созданию цикла радиопередач о волонтерской, тимуровской, добровольческой работе. Для этого важно задействовать наиболее рейтинговые радиостанции, учесть время эфира, формат и качество подачи информации, плановость выхода программы. Было бы уместным в связи с динамикой развития добровольчества задействовать сюжеты документального кино, в том числе используя архив, уже имеющийся в Госкинофонде, а также изготовление медиапродукции с методическими материалами, фотографиями, видеофильмами, рассказывающими о деятельности по реализации проектов, освещение материалов в телевизионных новостях, по разным каналам телевидения. Необходимо издание новой литературы о добровольчестве.

Обеспечение взаимодействия субъектов Центрального федерального округа в развитии добровольчества предусматривает повышение эффективности этой системы, ее функциональных возможностей. Создание на региональном и местном уровнях, межсекторных, межведомственных и межрегиональных комиссий и советов по реализации цели и задач по развитию добровольческой деятельности.

Кадровое обеспечение предусматривает организацию подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи развития добровольчества, обеспечить повышение роли и возможностей органов исполнительной власти регионов Центрального федерального округа в подготовке специалистов по работе с различными категориями граждан, организовать их предварительный подбор, переподготовку, повышение квалификации.

Финансово-экономическое обеспечение развития добровольческой деятельности означает оказание государственной поддержки социально-значимых проектов некоммерческих организаций в сфере добровольчества, финансирование создания ресурсных центров по развитию добровольчества на региональном и местном уровнях, привлечение производственных, предпринимательских структур и некоммерческих организаций к решению проблем эффективности добровольчества, мотивирование региональных и муниципальных органов власти к использованию труда добровольцев для оказания услуг в социальной сфере.

Региональные и муниципальные органы власти должны поддерживать создание ресурсных центров развития добровольчества на базе региональных общественных палат и высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в данной сфере.

Механизм управления развитием добровольчества должен иметь нормативно-правовую и содержательную составляющую: нормативно-правовые акты и документы; учебные программы; сложившиеся нормы и правила, существующие в обществе, коллективе; условия жизни и труда; личностные и коллективные стимулы – потребности и интересы, духовные ценности.

Основным критерием результативности добровольческой деятельности является уровень участия граждан в ней, число организаций, как общественного, так и государственного секторов экономики, использующих труд добровольцев, а также, тенденции, проявляющиеся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно-значимом поведении добровольцев.

Конечным результатом развития добровольческой деятельности должны стать повышение духовного и нравственного потенциала общества, усиление роли общественных организаций в решении социальных проблем, укрепление партнерства между региональными и муниципальными органами власти, коммерческими и общественными организациями, достижение социальной и экономической стабильности в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: