Психическое состояние

Картина микроцефалии характеризуется наличием тяжелого интеллектуального нарушения встепени идиотии или имбецильности. Недоразвитие психических функций захватывает все стороны психической деятельности, поэтому правильнее гово­рить о том, что при микроцефалии страдает личность в целом.

С точки зрения поведения дети-микроцефалы могут быть разделены на два противоположных типа.

Для детей одного типа характерны вялость, апатия, безучастность. Их движе­ния бедны и ограниченны. Мимика застывшая. Изо рта выделяет­ся слюна. Дети не проявляют ни к чему интереса. Для некото­рых из них характерны стереотипные, автоматизированные дви­жения. Психическое развитие резко снижено (чаще на грани идиотии). Дети рано погибают из-за резко пониженной общей сопротивляемости организма.

Дети-микроцефалы другого типа характеризуются живо­стью, суетливостью, моторной расторможенностью. Интеллект чаще на уровне имбецилыюсти. Дети этого типа постоянно на­ходятся в беспокойном состоянии, как бы в поиске деятельно­сти. Однако они тут же бросают начатую деятельность и пере­ключаются на что-то другое. В основе этой хаотичности лежит повышенная психомоторная возбудимость. Движения детей от­личаются разнообразием, однако они лишены целенаправленно­сти. Мимика и жесты бывают живыми, выразительными. Дети умеют хорошо воспроизводить позу, выражение лица, жест, инто­нацию и т.д. Живо реагируют на любое внешнее воздействие. Импульсы к деятельности быстро возникают и также быстро затухают.

В характере детей описываемой группы наблюдаются поло­жительные черты — они приветливы, ласковы, активно выража­ют чувства радости при встрече. Имеется стремление к обще­нию с окружающими, но иногда неожиданно возникают аффек­ты злобы, гнева.

Речевая функция формируется, но со значительным запозда­нием. Словарный запас имеет ограниченный характер и медлен­но обогащается новыми словами. Очень часто наблюдаются на­рушения звукопроизношения, заметно выражены аграмматизмы.

Патологоанатомические данные

Наиболее характерное изменение структуры мозга — недо­развитие полушарий при относительно сохранной его стволовой части. Извилины на поверхности мозга микроцефала, особенно в области лобных долей, выражены не резко: нет четкой диффе­ренциации извилин (макро- и микрогирия).

Гистологическое исследование мозга микроцефалов показы­вает, что среди зрелых нервных клеток есть такие, которые на­ходятся на стадии эмбрионального этапа развития. Имеются нарушения в строении клеточных слоев, коры, перепутанность клеточных элемен­тов. От тела нервных клеток отхо­дит мало отростков. Нервные во­локна не полностью покрыты миелиновой оболочкой.

Прогноз в отношении дальнейшего психического развития во всех случаях недостаточно благоприятен. Возможный предел развития невысок. Дети-микроцефалы нуждаются в постоянной опеке, надзоре, уходе.

Однако у детей с менее тяжелой степенью поражения интеллектуальной деятельности (имбецильность) после длительного
и упорного труда все же удается вырабо­тать некоторые навыки самообслуживания. В очень ограниченных пределах их удается научить грамоте — чтению, пись­му. С наибольшим трудом им дается вы­полнение счетных операций.

У всех детей-микроцефалов снижена память, значительно ограничен запас представлений, суждения носят прими­тивный характер.

Лечение. Специфического лечения не существует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: