Архитектура
| Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные каменные статуи правителей, как бы вышедших из темноты храмов и охраняющих их. Нововведением были пилоны — две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм
|
Усыпальница-храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри
| попытка, соединить храм с пирамидой, положила начало крупным храмовым ансамблям,расположенная среди диких гор, усыпальница с двумя террасами и широким пандусом (постепенным пологим подъемом), увенчанная пирамидой
|
Скульптура
| Усилилась резкая властность черт лиц правителей, величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью, словно за внешне спокойной оболочкой пробудился более сложный мир чувств, передача возрастных особенностей
|
Портретная голова Сенусерта III (19 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей)
| с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей и обострившимися скулами, выделенными блеском гладко отполированного темного обсидиана, свидетельствует об усложнении человеческого образа. Сильнее подчеркнуты контрасты света и тени, горькие складки пролегают по сторонам рта
|
Портретная голова Аменемхета III (19 в. до н. э., Каир, Музей)
| ощущаются та же сила в лепке лица и интерес к передаче характера человека
|
рельефы
| изменения в схемах построения рельефов новые сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все большей конкретностью
|
Рельефы гробницы номарха Среднего царства Сенби в Меире (20 в. до н. э.)
| сцены охоты, звери показаны свободнее и живее, чем прежде, фигуры зверей не располагаются строго по фризам, но свободно размещены в пейзаже. Сцены жизни людей того времени: сбор папируса, ремесленники за работой
|
Росписи
| попытки преодолеть старые композиционные схемы: фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее
|
Росписи гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в. до н. э.)
| одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Египта — сцена охоты на берегах Нила, Дикая кошка
|
Художественное ремесло
|
|
Мелкая пластика
| Раскрашенные по слою грунта деревянные статуэтки повествовательны, как и живопись. Нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочники, выпекающие хлеба, крестьяне за вспашкой земли, чиновники, считающие скот,— таковы сюжеты этих достигающих подчас подлинного изящества статуэток.
|
фаянсовые сосуды
| Яркие, бирюзовых и синих тонов
|
фаянсовые фигурки животных
| применялась подглазурная роспись
|