В античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонимания; суровая проза, точность и историзм мышления лежат в основе их художественной культуры, далекой от возвышенной поэтичности мифотворчества греков. Божества римлян — это покровители отдельных видов человеческой деятельности. Особенности трезвого, рационалистического восприятия действительности римлянами выражены в веризме (документальной точности), в остром и суровом реализме. Искусство слагалось на основе взаимодействия самобытного искусства местных италийских племен и народов, этрусков, и более совершенного греческого искусства.
|
Архитектура
| Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Подлинная красота и мощь римской архитектуры не в пышной декоративности, но в удовлетворении практических бытовых и общественных потребностей масс городского населения. Ее пафос раскрывается в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, в лаконизме архитектурной мысли.
Строго организованная планировка и масштабы города отвечали новым условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплины, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками и монументами.Рационализм проявляется в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии геометрических форм.
Главным завоеванием римлян было создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор.Необходимость их перекрытия способствовала развитию мощных сводчатых и купольных конструкций
Переход к сводчатым конструкциям совершился с введением на рубеже 3—2 вв. до н. э. прочного водоупорного римского бетона
|
В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры.
| амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки и др. Дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники и т. п. получили на римской почве новое архитектурное решение
|
Оборонительная стена Рима
| представляет собой одно из знаменитых произведений инженерного искусства античности. Сложенная из больших блоков туфа, она спускалась к Тибру
|
Форум Романум
| древнейший в Риме — республиканский форум, к которому сходились все дороги столицы; с его ростр, прикрепленных к ораторской трибуне, раздавались речи крупнейших политических деятелей.
|
Римские дороги
| построенные для движения когорт и гонцов имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны.
|
Аппиева дорога (4—3 вв. до н. э.)
| ведущая к Риму, - это первая из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога шла по массивной стене 197 м длиной, 11 м высотой, расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод. Мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, она была дополнена во 2 в. до н. э. акведуком (водопроводом).
|
Акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э.
| В следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки, перекинутые через широкие пролеты, пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж.
|
Клоака Максима в Риме
| сточный канал, существующий до наших дней, относится к древнейшим сводчатым конструкциям.
|
новое понимание
ордерной системы
| В греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он используется главным образом в декоративных целях. Это происходит потому,- что опорные функции в римской архитектуре выполняет стена. Большое место, поэтому принадлежит арке, опирающейся на массивные столбы. Колонны не были способны нести на себе нагрузку многоэтажных сооружений со сводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняют конструктивную роль, причем чаще оформляются в пышном коринфском ордере. Кроме того, римляне заимствовали у этрусков тосканский ордер, колонна которого отличается от дорического наличием базы, отсутствием триглифно-метопного фриза и каннелюр. В императорский период возникает особая разновидность коринфской капители в виде комбинации ее с капителью ионической.
|
Древнейшим местным типом римского храма был круглый периптер.
Храм в Тиволи близ Рима (1 в. до н. э.)
|
небольшой круглый периптер. Его массивное со сводчатыми пролетами основание создает переход от каменистой скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада.
|
Нового типа жилого дома – дом с атриумом
«Дом Пансы»,
«Дом Фавна»,
«Дом Веттиев»
| лучшие образцы жилого дома сохранились в Помпеях. По большей части — это одноэтажный дом, который состоял из парадного помещения — атриума, открытого двора — перистиля (одного или нескольких), замкнутого жилыми комнатами и мраморной колоннадой; перистиль украшался фонтаном, статуями, цветниками. В отличие от греческого в римском доме все помещения располагаются в стройном порядке по сторонам от главной оси. Атриум освещался через прямоугольное отверстие в перекрытии. По скатам крыши в это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ним мраморный бассейн. Чувством спокойного бытия веет от помпейских домов, их перистилей; лишенные фасадной обработки, дома приобретают внутри привлекательный вид благодаря украшающим их фрескам и мозаикам.
|
Декоративная живопись
Стили помпейских росписей:
| 1. Первый стиль, инкрустационный, распространенный во 2 в. до н. э.
2. Второй помпейский стиль, архитектурно-перспективный, получает развитие в начале 1 в. до н. э.
3. Третий стиль, ориентализирующий, получает развитие в эпоху империи с конца 1 в. до н. э.
4. Четвертый, декоративный, стиль распространяется позже — в 1 и 2 вв. н. э.
|
«Дом Фавна» в Помпеях
| Первый стиль, инкрустационный
|
«Вилла мистерий» близ Помпеи
| Второй помпейский стиль, архитектурно-перспективный
|
Скульптура
| Главное место в скульптуре занимает портрет, имеющий глубоко познавательный смысл. В нем проявляется интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере человека. В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность историческое чутье римлян, их умение обобщить наблюдения в ясной и сжатой форме. Люди, запечатленные в портретах, отмечены сдержанностью, спокойствием и серьезностью, за которыми чувствуется напряженная жизнь мысли и страстей. Портретам республиканской эпохи, при документальной точности воспроизведения черт лица, свойственны упрощение форм, резкая жесткость линий.Детали не всегда приведены к единству, моделировка суха. Но запечатленные в них образы мужественных участников ожесточенной общественно-политической борьбы исполнены самосознания, нравственной силы, овеяны суровым духом республиканских добродетелей.
|
Капитолийская волчица, бронза, 6 в. до н. э., Рим, Палаццо Консерватори,(ил. 49)
| символ Рима, отличающаяся остротой реализма и экспрессивностью. Древнейшее произведение скульптуры первых десятилетий республики.
|
Портрет римлянина (3 в. до н. э., Турин,. Музей)
| остро индивидуален, с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и со скептической складкой на тонких искривленных губах.
|
«Римлянин, совершающий возлияние» (1 в. до н. э., Рим, Ватикан)
| гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в этом монументальном портрете в рост сурового римлянина, исполненного чувства долга.
|
Авл Метелл (ок. 100 г. до н. э., Флоренция, Археологический музей) (ил. 48)
| овеян духом республиканских форумов. Изображенный в момент обращения к согражданам, он воплощение самодисциплины и волевой собранности. Самосознание личности предельно лаконично выражено в ораторском жесте и напряженно сосредоточенном лице. Угловатые движения, строгие жесткие складки тоги, энергичный чеканный рисунок и размеренный ритм подчеркивают суровость и героику образа доблестного оратора.
|
Надгробная стела римлянина Вибия (мрамор, 1 в. до н. э., Рим, Ватикан)
| пример группового портрета, изображающего римлянина и членов его семьи.
|