Необходимость появления региональной концепции молодёжной политики

ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ

МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

(концептуальный текст)

Красноярск, 2013
Концепция молодёжной политики Красноярского края
(Проект)

Оглавление

1. Назначение концепции молодёжной политики в системе работы с молодёжью и обеспечивающих её институтов. 3

Необходимость появления региональной концепции молодёжной политики. 3

Функции и назначение концепции, характеристика основного подхода. 4

2. Научные основания концепции. 5

Основные понятия социальной истории. 5

Основные понятия культурно-исторической теории. 7

Исторический обзор задач молодёжной политики. 9

3. Основные векторы краевой молодёжной политики. 10

Сценарии геоэкономического, геополитического, геокультурного позиционирования региона и перспективы развития. 10

Ревизия подходов к молодёжной политике. 15

Проблемные точки, с которыми сталкивается система молодёжной политики. 17

Субъекты и акторы новой молодёжной политики, реальные и потенциальные. 20

4. Основные направления молодёжной политики. 21

Становление ценностей современного образа жизни: 21

Решение инфраструктурных проблем молодёжи. 22

Гражданская активность молодёжи. 23

Работа с человеческим потенциалом.. 24

5. Механизмы реализации концепции. 25

Основные понятия и принципы современной социо-культурной политики: 25

Разворачивание программ краевой государственной молодёжной политики. 28

Кадровое обеспечение системы молодёжной политики. 32

Формы и принципы привлечения ресурсов. 33

6. Структура управления реализацией концепции. 34

7. Ожидаемые результаты и эффекты реализации концепции. 35

Результаты.. 35

Ожидаемые долгосрочные эффекты.. 36

Приложения. 38

Приложение $У$. Историческая типология укладов. 38

Приложение $В$. Культурный возраст. 39

Приложение $У$. Бирюса — стационарный университет. 40


Назначение концепции молодёжной политики в системе работы с молодёжью и обеспечивающих её институтов.

Необходимость появления региональной концепции молодёжной политики

Красноярский край с середины XX века является одним из наиболее динамично развивающихся регионов России. Он вносит заметный вклад в общий рост производительности отечественной экономики, развивает на своей территории производства, которые являются передовыми или, по крайней мере, особо экономически выгодными на каждом конкретном этапе экономического развития. В середине XX века Красноярский край был одной из основных площадок индустриального освоения Сибири, разведки, добычи и переработки её природных богатств. К последней четверти XX века он выдвинулся ещё и как регион высокоточной, наукоёмкой промышленности оборонного значения, с соответствующей системой исследовательских институтов, конструкторских бюро, и предпрофессиональной и профессиональной подготовки.

В первом десятилетии XXI века край одновременно взял курс на новую волну индустриализации, на «опережающее» в российском и мировом масштабе экономическое развитие в высокотехнологичных отраслях (космос, средства связи, ядерная энергетика) и на развитии креативной индустрии, создающей новые знания и технологии.

Становление такой экономики, с одной стороны, требует принципиально новых человеческих качеств, как в профессиональной сфере, так и общечеловеческих качеств, таких, как мобильность, гибкость, обучаемость, продуктивное мышление и воображение. В совокупности эти качества образуют такую целостную человеческую характеристику, как инициативность.

Принципиально важно, что эти качества должны проявляться не у узкого круга специально подготовленных профессионалов, а массово, у больших социальных групп, в том числе в связи с необходимостью выстраивать социальную и культурную среду, в которой воспроизводятся эти качества.

С другой стороны, становление новой экономики приводит к появлению принципиально новых жизненных сред, форм профессиональной и социальной коммуникации, новых типов сообществ — прежде всего среди молодых людей, быстрее осваивающих новые возможности. Способность иметь дело с инновациями хотя бы на уровне потребления является массовой характеристикой современной молодёжи.

Первое обстоятельство в сочетании с консервативностью системы массового образования приводит к разрыву между требованиями, предъявляемыми обществом и экономикой к молодому человеку, и его реальными качествами. Преодоление этого разрыва затруднительно силами системы образования или силами наличных культурных и экономических институтов. Образование имеет дело с воспроизводством готовых схем и образцов деятельности; культура — с уже созданными продуктами деятельности; экономические институты предполагают человека с определённым набором качеств как ресурс. Возможность же появления этих качеств предполагает, что человек рассматривается не как ресурс, а как носитель определённого потенциала. Следовательно, существует запрос на общественный институт, обеспечивающий условия формирования указанных выше необходимых качеств. К такому институту в настоящее время ближе всего находится молодёжная политика, которая может развивать в сторону полноценной политики человеческого потенциала.

Второе обстоятельство означает невозможность или недостаточность существующих форм работы с молодыми людьми, «не попадание» сложившихся в XX веке форм работы в значительные группы молодёжи. Из этого следует необходимость разворачивания самого института молодёжной политики как инновационного, порождающего и использующего принципиально новые формы деятельности, разворачивающегося в форме программ на базе инфраструктурных проектов.

Кроме того, молодёжная политика — в отличие от образования, культуры, экономических институтов —претендует на синтез различных аспектов жизни человека определённого возраста (уже не готового жить так, как жили прежние поколения, и ещё не знающего, как жить по-другому). Такая молодёжная политика становится инструментом для создания и разворачивания в регионе новых образов жизни (укладов) и, следовательно, выходит за рамки решения конкретных проблем взрослеющего поколения, становиться одним из факторов развития региона и страны в целом.

Организация такого общественного института опирается как на существующую отрасль молодёжной политики (направленную сейчас на решение конкретных, достаточно частных задач), так и на активную (в том числе неорганизованную либо неформальную) молодёжь. Поэтому необходимо различать отрасль молодёжной политики, обеспечивающую реализацию проектов и программ в системе государственной политики, и сферу молодёжной политики, в которой действуют различные субъекты, в зону интересов которых входят различные группы молодёжи (эти субъекты характеризуются в соответствующем разделе).

Стратегическая задача такой молодёжной политики — развитие потенциала молодежи и создание условий для реализации этого потенциала молодежью в интересах самой молодежи, своего сообщества, своей страны и своего региона. В таком понимании молодёжная политика работает не с наличным состоянием молодёжи (в форме мероприятий), а с возможностью изменений, с самостоятельным инициативным действием молодого человека.

Новая молодёжная политика с самого начала выстраивается как система организационных и технологических решений, опирающихся на анализ существующего положения дел в регионе и отрасли молодёжной политики, обозначение приоритетов и параметров деятельности нового общественного института, а также основных форм этой деятельности и обеспечивающих её инфраструктурных проектов и вводит для этого систему понятий, соответствующих масштабу поставленной задачи — прежде всего, таких понятий, как молодость и образ жизни (уклад).

В этом и состоит назначение настоящей Концепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: