При нашей работе требуется две вещи: неустанная выдержка и готовность выбросить то, на что нами затрачено столько работы и времени.
А.ЭЙНШТЕЙН
М |
етод мозговой атаки (мозгового штурма) — это групповое решение творческой проблемы, обеспечиваемое и облегчаемое рядом особых приемов. Для активизации творческой мысли здесь применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека. Тем самым повышается его уверенность в себе и облегчаются механизмы творчества. Как известно, творческая эффективность большинства людей определяется не только их талантом, но и возможностью максимальной реализации своих творческих потенций. Поэтому в основе метода мозговой атаки лежит снижение критичности человека в отношении своих возможностей. Это раскрепощает мысль и оптимизирует условия для творчества. Ведь не секрет, что в начальный период развития идеи многие изобретатели и ученые затрачивают значительные усилия на то, чтобы заглушить в себе голос внутреннего критика. Пока произведение находится еще «в эмбриональном» состоянии, оно может выглядеть непривлекательно даже в глазах своего творца (рис. 52).
|
|
Снижение критичности в процессе мозгового штурма достигается двумя путями. Первый адресуется сознанию и воплощается в прямой инструкции быть свободным, творческим, оригинальным, подавить критичность к себе и своим идеям, не бояться оценки окружающих. Цель инструкции — изменение внутренней позиции, укрепление положительной установки личности по отношению к своим способностям. Второй адресуется подсознанию. Здесь обеспечивается создание благоприятных внешних условий: сочувствие, поддержка и одобрение партнеров. Ведущий прилагает специальные усилия для поддержания особо располагающей атмосферы. В ней человек оттаивает, ослабевает его внутренний контроль и облегчается включение в творческий процесс. Ведь иногда одной критической реплики достаточно, чтобы интересное, но рискованное предложение на ходу было заменено другим — проверенным, но неинтересным. В мозговой атаке не только облегчается преодоление внутренних барьеров у отдельных членов группы, ее достоинство состоит в том, что она открывает возможность перехода на чужую логику — логику соседа, таким образом, творческие потенциалы всех участников атаки как бы суммируются.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Когда в споре удается акцентировать сильные стороны противников, то тем самым они обогащают друг друга.
В ходе тренировки участники приобретают умение доброжелательно слушать, спорить, задавать вопросы, поощрять. Каждый свободно, не опасаясь насмешек, выдвигает свои предложения по решению рассматриваемой задачи, поскольку критика исключена полностью. При этом принимают во внимание, что блиц-предложения нередко (особенно у холериков) предопределены стереотипами. Поэтому им предлагается выдержать небольшую паузу (в минуту) и даже отбросить первую идею и выдвигать последующую. Метод способствует не только преодолению мыслительных стереотипов, но и снимает социальные и субординационные запреты.
|
|
Работая в группе, легче видеть недостатки в идеях партнеров по атаке, чем в своих собственных. Внимание члена группы, который формулирует текущее предложение, полностью занято. Он может не заметить и не оценить намека на решение, содержащегося в качестве второстепенной детали в его предложении. Другой, наблюдая со стороны, оказывается в более выгодных условиях. Для него эти второстепенные детали выступают как намек на нужное решение, и он может его использовать при анализе качества предложения для его совершенствования.
Отсроченная оценка — главный принцип мозговой атаки. Установлено, что способности генерировать идеи и критиковать их не могут разворачиваться одновременно. В момент, когда рождаются идеи, способность к их критической оценке должна быть заторможена. В это время нужна поддержка. На первой стадии работы, когда надо раздуть пламя, которое вот-вот погаснет, совершенно необходимы поиски аргументов, подтверждающих предлагаемую идею или точку зрения. И только когда идея уже начала оформляться, можно позволить критические высказывания. Теперь главной проблемой становится уточнение найденного решения и даже поиск опровержения.
Поскольку основные правила проведения мозгового штурма запрещают всякую критику, каждый участник убежден, что можно высказать любую мысль без боязни, что ее признают смешной или несостоятельной. Однако этого недостаточно для обильного потока предложений. Поэтому в процессе работы ведущий задает вопросы и всячески поощряет порождение идей и ассоциаций участников группы. Он катализатор решений и дирижер. Вопросы ведущего сформулированы так, чтобы сломать лед недоверия и побудить участников говорить. Например: «Полностью ли вы разделяете эту идею?» Ведущий просит участников формулировать свои высказывания таким образом, чтобы превратить их из оценочных
МОЗГОВАЯ АТАКА
в содержательные: «Это не просто хорошо, а хорошо потому, что...» Чем более дикая (маловероятная) идея предлагается, тем более массированное поощрение она встречает со стороны ведущего. Постепенно участники начинают понимать, что приветствуются и идеи, находящиеся вне сферы возможного, тогда они могут позволить себе выдвигать варианты, которые уже реальны, но о которых прежде никто не задумывался.
Количество идей должно быть как можно большим. С этой целью каждому разрешается как угодно комбинировать, видоизменять и улучшать идеи, высказанные другими участниками. Обычно прежде чем участник начнет дополнять или развивать идеи предыдущего участника, ведущий рекомендует в двух словах повторить комментируемую идею и спросить, правильно ли его поняли. Взаимное поощрение способствует рождению множества предложений, и взаимодействие нередко порождает новые идеи, до которых ни один из участников не додумался бы самостоятельно.
На эффективность коллективной работы группы влияет ее количественный состав, опыт, стиль работы и профессия каждого ее члена. Психологический барьер отдельного человека преодолевается легче, если группа более разнородна по профессиональному составу. Кроме того имеет смысл включать в группу непрофессионалов. Группа, в которой работают только специалисты, менее продуктивна, так как ее участники, придерживаясь традиционных взглядов, демонстрируют большее единообразие представлений. Неспециалисты терпимее к неортодоксальным подходам, поскольку не подозревают об их «дикости». Участники комплексной группы, имея разный жизненный и профессиональный опыт, разные установки и личностные табу, задают друг другу такие вопросы, какие не могли бы задать самим себе, будучи ограниченными собственными внутренними барьерами и установками.
|
|
Мозговой штурм разворачивается следующим образом. Производится обдуманное размещение участников мозговой атаки. (Желательно расположить участников лицом друг к другу.) Затем ведущий ставит перед группой проблему и просит членов группы предложить как можно больше вариантов решения без предварительного обдумывания и за небольшой промежуток времени. Время атаки колеблется от нескольких минут до часа. Ни один из предложенных вариантов не только не подвергается критике, но, наоборот, всячески поощряется, стимулируется выдвижение необычных и даже совсем нереальных идей. Время выступления каждого участника, как правило, не более 1—2 минут. Выступать можно много раз, но желательно не подряд. Каждое выступление как можно точнее записывается. Обычно все предложения, включая
самые ценные идеи, считаются плодом коллективного труда и не персонифицируются. Мозговой штурм обычно заканчивается, когда поток предложений иссякнет.
На занятиях используют и специальные приемы активизации мышления: списки контрольных вопросов, расчленение, изложение задачи неспециалисту. С помощью списка поиск направляется наводящими вопросами. Для каждой специальной области составляют перечень разнообразных вопросов. Он лежит на столе перед каждым, и участник атаки задает их себе последовательно в процессе решения задачи, что активизирует его мысль, помогая поворачивать и рассматривать вопрос с разных сторон. Ответы на вопросы из списка иногда позволяют найти выход из тупика. Вот типичные вопросы: «А если сделать наоборот? А если заменить эту задачу другой? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? Для чего это изделие (узел, материал) может быть еще использовано точно в таком виде, в каком оно находится сейчас? А с изменениями (если сделать его больше, меньше, сильнее, слабее, тяжелее, легче и т. д.)? В сочетании с чем-нибудь другим? Нельзя ли перекомпоновать, объединить, заменить?»
|
|
Расчленение включает в себя четыре последовательных шага. Вначале все составные части конструкции, подлежащей совершенствованию, записывают на отдельные карточки. Затем на каждой последовательно перечисляют максимальное количество характерных признаков соответствующей части. После этого необходимо оценить значение и роль каждого признака для функций данной части (должны ли они оставаться неизменными с точки зрения реализации своих функций) и подчеркнуть разным цветом те признаки, которые совсем нельзя менять (красным), те, которые можно менять в заданных пределах (синим и зеленым), и те, которые можно менять в любых пределах (желтым). В заключение все карточки выкладываются на стол одновременно и анализируются как общее поле приложения усилий. Существо расчленения заключается в одновременной обозримости всего множества элементов, подлежащих преобразованию, то есть в активизации не только аналитических возможностей, но и синтетических.
Само изложение кому-нибудь решаемой проблемы часто помогает кристаллизации мыслей и приближает решение. Однако если задача обсуждается со специалистами, то многие детали опускаются как понятные сами по себе, поэтому полезно рассказать задачу неспециалисту в данной области, что заставляет ее предельно упростить. Прозрачность изложения задачи проясняет ее для автора и тем самым приближает решение, которое вначале затуманивается техническими подробностями.
В процессе атаки поощряется порождение неожиданных ассоциаций. Для этого предлагают напрячь память и представить возможные связи между деталями данной задачи и другими — того же плана, затем расслабиться и увязать решаемую задачу с тем, что первым придет на ум. Иногда кажется, что возникшая мысль не имеет абсолютно никакого отношения к решению данной задачи, и лишь позднее выясняется, что именно в этой мысли заложен нужный ответ.
Условия решаемой задачи должны быть освобождены от специальной терминологии и представлены в возможно обобщенной форме, поскольку термины навязывают старые и неизменные представления об объекте (мы уже указывали на пользу переформулирования задачи в разделе о мышлении). Если в условиях задачи речь идет, например, о повышении скорости ледокола, то термин «ледокол» сразу ограничивает рассматриваемый круг идей: надо колоть, ломать, разрушать лед. Простая мысль о том, что дело вовсе не в разрушении льда и что главное — продвигаться сквозь лед, а не колоть его, в этом случае оказывается за психологическим барьером [2].
Вот еще один пример. Однажды в Институте зерна академик Лисицын сказал изобретателю Качу, что намечено совещание по одной из важных проблем — борьбе с долгоносиком. Нужно исследовать условия существования жука, в частности, определить температуру его тела. В то время не было приборов, позволяющих решить такую задачу. «Нам выделили существенные средства на эту тему, — сказал академик, — но неизвестно, можно ли на них сконструировать и изготовить нужный прибор. «Качу тут же сказал, что измерить температуру тела долгоносикам можно обыкновенным медицинским термометром. С этой задачей были поставлены опыты. Девятнадцать восьмиклассников решали эту задачу полчаса. Правильные ответы дали 5 человек. Другая группа получила то же задание, но с примечанием: «Если вы замените слово «долгоносик» несколькими простыми словами — задача станет легче. «В результате получили 17 правильных ответов за то же время. В самом деле, заменив слово «долгоносик», например, словами «нечто очень маленькое» (песчинка, капелька), мы резко упрощаем задачу: разве трудно узнать температуру песка или воды, набрав песчинок или капелек достаточное количество?
Во время занятия руководитель не допускает никакого обсуждения достоинств и недостатков высказанных соображений до тех пор, пока не прекратится поступление новых идей. Группа уверена, что любая высказанная мысль, какой бы далекой от решения и глупой она не оказалась, может внести определенный вклад
в уточнение задачи, приблизить решение проблемы. Ведущий мозговую атаку обычно имеет наготове несколько подходящих реплик для управления работой группы, например: «Пожалуйста, теперь попробуйте вы. Кто еще хотел бы что-нибудь добавить и дополнить, доопределить?» Он демонстрирует уверенность в успехе, заражая участников оптимизмом и поддерживая непринужденную обстановку. Когда группа истощит запас своих идей, открывается дискуссия для объединения и развития предложенных соображений в единое целое — практическое решение рассматриваемой проблемы.
Метод мозгового штурма используется не только для обучения, но и как практический прием решения сложных и творческих задач. Для этого его иногда модифицируют. Одна из модификаций — челночный метод. Как известно, одни люди больше склонны к генерированию идей, другие — к их критическому анализу. Например, известный физик П. Эренфест постоянно страдал от того, что его критические способности опережали конструктивные. Такая повышенная критичность не позволяла созревать и укрепиться даже его собственным идеям. При обычном обсуждении проблем творцы и критики, оказываясь вместе, мешают друг другу.
В условиях челночной мозговой атаки эта несовместимость устраняется тем, что подбираются две группы участников с учетом способностей каждого — для генерации идей и для критики. Эти группы работают в разных помещениях. Начинается атака в группе генерации идей. Руководитель излагает проблему, просит каждого внести свои предложения и, исчерпав поток предложений, объявляет в этой группе перерыв. Далее он представляет совокупность выдвинутых идей группе критики. Произведя критический анализ материала, те отбирают самые интересные и перспективные предложения и на их основе доопределяют задачу, которая после перерыва вновь предлагается группе генерации идей. Работа повторяется циклически до получения приемлемого результата. Группа всего из шести человек может выдвинуть в процессе атаки за 30 минут до 150 идей. Группа, работающая обычными методами, никогда не пришла бы к мысли, что рассматриваемая ею проблема имеет такое разнообразие аспектов.