Э |
тот метод иногда называют еще сенситивным или социально-психологическим тренингом. Психологической базой этого метода служит перестройка установок личности, определяющая последующее изменение отношения к себе и другим людям. В нем создаются условия для тренировки в проигрывании различных ситуаций за другого, в умении построить прогноз поведения человека в фиксированной ситуации. Он формирует у человека умение уп-
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
равлять стилем своего поведения за счет осознания того, как его собственное поведение воспринимается окружающими, что провоцирует их симпатию или антипатию. С этой целью метод развивает такие личные качества, как чувствительность, восприимчивость к психологическому состоянию окружающих, к их установкам и стремлениям.
Тренинг подготавливает условия для роста личности, позволяя обратить ситуацию повседневного восприятия, когда человек воспринимает себя изнутри, а другого — со стороны. В групповом тренинге, наоборот, себя можно видеть со стороны, а других — как бы изнутри. Например, одна из тренировок выглядит так. Некто закрывает глаза. Остальные расставляют стулья и садятся на таком расстоянии от него, которое символизирует их психическую дистанцию по отношению к этому человеку. Ситуация запоминается (рисуется схема). После этого стул возвращается в исходное положение. Открыв глаза, человек сам рассаживает всех в соответствии со своими представлениями о том, как они переживают эту дистанцию. Новая картина сравнивается с первой и проводится обсуждение причин отличий.
|
|
Известно, какой глубокий, иногда необратимый след оставляет первое впечатление от человека. Тренинг позволяет не только уяснить, какое первое впечатление вы производите, но и корректировать его на основе правильно организованной обратной связи. Используют видеозапись для демонстрации членам группы их поведения, после чего проводят дискуссии.
Поскольку выводы порождаются группой с непосредственным эмоциональным участием каждого, они принимаются легче, чем навязанные извне, и не сталкиваются со всей мощью противодействия психологической защиты. Следствием снижения барьера психологической защиты является то, что человек становиться менее категоричным, скорее может понять и оправдать чужие поступки. Его покидает страх остаться непонятым, и он обретает внутреннюю свободу. Так как психологическая защита теперь реже парализует его логическое мышление, то предотвращается непреложность влияния стереотипов и человек становиться способным к переключению на новые способы действия.
|
|
Особое значение придается здесь обратной связи, и она усиливается за счет видеосредств. Учитывают, что видеотренинг апеллирует не к рациональной сфере, а к эмоциональной, задевая прежде всего чувства. В комбинации видеорбратной связи и специальных психотехнических упражнений образуется мощная методика, позволяющая показать, что в общении значение имеет не только вербальное поведение. Важными условиями продуктив-
ТРЕНИРОВКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
ности обратной связи являются ее непосредственность и описательный характер. Для этого целесообразно сосредоточиться на описании собственных чувств, сопровождающих восприятие партнера по общению, например: «Когда ты шутишь, как сейчас, я испытываю раздражение.» В истинности такого высказывания трудно усомниться — ведь человек говорит о себе. Поданная в таком виде информация не содержит оценки другого и поэтому легче воспринимается. Человек задумывается о том, только ли этого собеседника раздражают его шутки? Чем меньше оценок и больше описательности в обратной связи, тем она эффективнее, так как не включаются защитные механизмы.
Обычно за каждой учебной группой закрепляется так называемый «ведущий» (тренер). В его функцию входит обеспечение доверия, открытости в группе, демонстрация модели желаемого поведения: он искренне и открыто выражает свои чувства, проявляет лояльность по отношению к другим. Ведущий должен помочь установить атмосферу доверия, в которой можно внимательно проанализировать и собственное поведение, и поведение других. Как правило, тренер не обращается к прошлому опыту участников вне данной группы и пытается их самих удержать от этого. Акцент делается на анализе того, что происходит «здесь и теперь». Налаженная система обратной связи позволяет каждому участнику видеть, как другие интерпретируют то, что он говорит и делает. Тем самым создаются предпосылки для осмысливания возможных последствий своих действий в группе.
Участники тренинга должны оказаться способными информировать друг друга о том, как они видят и интерпретируют поведение, и описывать возникающие у них чувства. Это основной процесс, посредством которого участники «научаются» своим собственным поведением и своими усилиями интерпретировать поведение другого человека. В ходе тренировки у человека развивается умение наблюдать, определять, хотя бы в общих чертах, состояние другого человека по внешним признакам (поза, выражение лица, глаз, походка, движения) и соответственно строить свое поведение. Он привыкает учитывать также особенности темперамента и характера партнера по общению, понимает, что для эффективного взаимодействия с людьми необходимо знание некоторых приемов: как сказать другому горькую, но необходимую правду, как предотвратить готовую вспыхнуть ссору, как найти выход в конфликтной ситуации, как отвлечь другого человека от тяжелых переживаний. Этот метод тесно связан с проигрыванием ролей. По меткому выражению английских специалистов, он позволяет нам «походить в чужих ботинках».
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Как известно, успешность общения зависит от умения побывать в «чужой шкуре». Одни люди вступают в контакт с окружающими без всяких усилий со своей стороны, поддерживая или создавая у них хорошее настроение. Другие вносят в свои взаимот-ношения с людьми напряженность и провоцируют развитие у последних отрицательных эмоций. Часто различия в эмоциональных откликах являются следствием того, выбран ли для каждого случая подходящий стиль общения. К сожалению, далеко не все люди умеют проявлять своеобразную гибкость, учитывать особенности участвующих в общении людей, вносить в свою манеру общения требуемые обстоятельствами коррективы. Многие неспособны на это, обнаруживая в общении один и тот же, ставший для них привычным, способ поведения [96, 260].
|
|
Можно выделить типичные ошибки стратегии общения. Пристройка к партнеру по общению сверху вниз. Это такое общение, которое характеризуется безапелляционностью, уверенностью в своем праве требовать, учить, наказывать, ориентацией на регламентацию поведения партнера и требованием неукоснительного соблюдения своих предписаний. Другая типичная ошибка связана с излишней непосредственностью, эмоциональностью, раскованностью. Она выявляет глубинное нежелание следовать нормам и предписаниям в общении, которое в этом случае становится спонтанным и неуправляемым. И, наконец, это излишне схематический подход к людям с опорой исключительно на информационную (деловую) значимость контакта, что может обижать и вообще восприниматься как неуважение.
Люди с негибким поведением могут вызывать благоприятную ответную реакцию чисто случайно, когда выработавшаяся манера общения соответствует индивидуальным особенностям участников взаимодействия. Однако во всех остальных случаях, коль скоро их способ общения не соответствует состоянию их партнеров, они могут стимулировать недовольство и провоцировать отрицательные эмоции партнеров. Так, привлекательная женщина, привыкшая с молодых лет кокетливо и непринужденно устанавливать деловые контакты, часто в зрелом возрасте сохраняет эту же стратегию поведения, не замечая, что теперь ее тактические приемы стали не только бесполезными, но и неприятными.
Для каждого человека важно такое качество, как личное обаяние в обращении с другими. Следует заметить, что обаяние не зависит от внешности и его можно в себе развить. Оно связано прежде всего с эмоциональной отзывчивостью, с тактом и чуткостью. Искренняя заинтересованность, уважение и любовь к другим людям делают человека очень приятным для окружающих.
ТРЕНИРОВКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
Для выработки такта следует быть предельно внимательным к особенностям и состоянию других, усилить способность мысленно поставить себя в ситуацию другого человека и действовать за него. Развитый такт — это правильный подход к людям при установлении взаимоотношений с ними. Он проявляется в умении быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения (в зависимости от состояния собеседника), в простоте и естественности.
|
|
Способность почувствовать состояние другого человека называют эмпатией. Метод тренировки чувствительности предполагает, в частности, развитие этой способности. Внимание акцентируется на умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с точки зрения партнера. Конечно, здесь не подразумевается переход на позиции другого человека: взглянуть на вещи с его точки зрения не означает отождествить себя с другим человеком. Проявление эмпатии состоит в том, что мотивы поведения другого принимаются в расчет, к ним проявляется сочувствие или сопереживание, но своя собственная стратегия поведения может строиться совсем по-иному.
Эмпатия позволяет понимать эмоциональное состояние другого человека по внешнему виду, в первую очередь — по выражению лица. При этом используются упражнения, целенаправленно тренирующие способность устанавливать контакт с партнером при помощи движения и мимики. Приведем примеры. В одной из тренировок участники образуют два круга — внутренний и внешний. В первом — сидят, а во втором — стоят и держат руки на плечах одного из сидящих. Сидящие ведут беседу, стоящие ее внимательно слушают. Затем беседа прерывается и стоящих просят сказать, что на самом деле думал сидящий партнер. (Здесь тренируется эмпатия к партнеру.) В другом случае группа разбивается на пары. Каждый, внимательно глядя в глаза партнера, пытается понять, что тот хотел бы передать взглядом. После этого он сравнивает свою версию с тем, что записал его партнер. Затем участники меняются ролями. Так они обучаются читать по глазам. Иногда участники делятся на две группы и стоят в двух шеренгах, лицом друг к другу. Между ними как бы стеклянная стена, и они должны своему визави без слов, движениями и мимикой, передать задуманное сообщение или объяснить задуманное слово или понятие. Пониманию интонации помогает тренинг, когда группа разбивается на пары и один партнер произносит нечто на «тарабарском» языке, а другой пытается понять содержание по интонации, эмоциональному подтексту речи. Все эти задания способствуют росту взаимного доверия участников.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Для того чтобы развить у человека желаемые качества, следует прежде всего показать ему неэффективность имеющихся у него стереотипов взаимодействия с другими людьми. Затем направленно изменить его поведение и, наконец, закрепить новые и более гибкие стратегии общения. В соответствии с этими задачами в процессе тренинга выделяют три стадии: оттаивание, изменение, замораживание. Главная задача первой стадии — уменьшить силу, стабильность и ценность прежних установок. Обычно желаемое изменение установок происходит при таких обстоятельствах, когда старые подходы обнаруживают свою неэффективность и могут стать предметом критического рассмотрения. Важно, что содержанием обсуждения оказываются не события, происходившие где-то и с кем-то (в отличие от метода конкретных ситуаций), а события и отношения, складывающиеся в самой тренинговой группе «здесь и теперь». Для этого специально организуются эмоционально значимые для участников ситуации взаимодействия, и они становятся достаточно мотивированными для обучения [153,154].
Нередко при этом члены группы попадают в положения, противоречащие сложившимся у них представлениям и нормам, и, как следствие, развиваются напряжение и тревога. Чтобы справиться с трудной ситуацией, участники пытаются менять свое поведение, что и определяет переход ко второй стадии. На третьей стадии происходит стабилизация тех способов поведения, которые оказались наиболее полезными. Таким образом, психологической основой обсуждаемого метода является совершенствование стиля поведения в условиях управляемого изменения ценностных ориентации и установок и закрепление возникающих новых форм [75, 85]. Тренинг приводит к повышению точности межличностного восприятия. Человек глубже различает установки, чувства и реакции других, при этом достигается не только повышение эффективности в сфере общения, но развивается и умение гибко корректировать свое поведение в дальнейшем.
Множество форм тренинга можно разделить на два класса: один ориентирован на развитие специальных умений (например, вести переговоры, дискуссию или разрешать межличностные конфликты), другой нацелен на углубление опыта анализа ситуаций общения. В обоих случаях используются групповая дискуссия и ролевые игры. Предметом дискуссии могут служить реальные отношения членов группы, процессы, динамика происходящих в группе событий. В результате анализа повышается компетентность каждого члена группы в отношении собственных мотивов, возможностей в межличностном общении. Более глубоким становится понимание мотивов, целей и стратегий поведения партнеров по общению.
ТРЕНИРОВКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
В целом достигается такое взаимное доверие, когда каждый член группы способен свободно и точно сообщать о своих чувствах и мотивах. Этот уровень доверия укрепляется с помощью специальных упражнений, одним из них является «слепое доверие». Обучаемые разбиваются на пары. Один из пары становится «слепым» (ему завязывают глаза), другой — поводырем. Парам предлагается погулять 10 минут в помещении и на улице. Партнеры не должны при этом разговаривать, и прогулку не следует превращать в бег с препятствиями для «слепого». Поводырь должен проявлять максимум изобретательности, чтобы дать своему партнеру пережить самые разнообразные ситуации, как-то: опознать предметы на ощупь, побыть немного в одиночестве, пробежаться по ровной площадке, услышать различные звуки, испытать смену температур воздуха. Через 10 минут партнеры меняются местами. Это упражнение дает возможность пережить собственную беспомощность, доверие или недоверие к поводырю, ответственность за безопасность другого, ощущение своей вины, если не все идет гладко. После того как все пары закончат упражнение, проводится групповое обсуждение.
В результате разнообразных упражнений и дискуссий появляется более глубокое понимание способов общения, например, уяснение того, как лучше на первых порах строить взаимодействие с человеком. Оказывается важным создавать образ партнера не на основе собственных соображений, а в соответствии с тем, что предлагает сам партнер, усваивая его образ таким, каким он хочет его представить. Согласие принять человека в той роли, которую он предлагает, улучшает взаимоотношения, позволяет наладить первичный контакт и в дальнейшем сформировать наиболее адекватное взаимодействие с ним.
Этот тренинг способствует выработке эмпатии, пониманию того, что чувствует сейчас партнер и какое решение он готовится принять. На занятиях отрабатываются различные стили поведения. Их эффективность проверяется по реакциям других членов группы. Обратная связь с другими членами группы помогает человеку понять, каким его видят другие, как они реагируют на его поведение, и через их реакцию понять самого себя. Метод тренировки чувствительности помогает выработать умение оптимально мотивировать и стимулировать человека к деятельности.
Отметим стабильность, то есть достаточную устойчивость полученных этим методом результатов. Как показали многочисленные исследования, спустя 8—18 месяцев после окончания группового тренинга подавляющее большинство участников стали чаще и естественнее соотносить стратегию общения с конкретной ситуацией.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ