Заключительные замечания

Результаты данного исследования свидетельствуют о том, чтоконсультанты, овладевшие проективной методикой, рас­пределяют на основе рисунков и высказываний 80% времени между благополучными и неблагополучными детьми. Рисун­ки неблагополучных детей в большей мере указывали на нали­чие дезинтеграции и ригидности, чем рисунки благополучных детей. Большинство благополучных детей начинало рисунок с середины листа, тогда как неблагополучные дети начинали рисовать с нижней части. Детские рисунки и слова, употреб­лявшиеся для их описания, позволяют школьному консуль­танту проникнуть во внутренний мир детских чувств. Кон­сультант, овладевший проективной методикой и способный


распознавать эмоции, скрывающиеся под покровом метафори­ческого языка, может определить учащихся, нуждающихся в индивидуальной заботе. При работе с детскими рисунками консультанты должны помогать детям выразить словами свои мысли и чувства по поводу содержания рисунков. Для этой цели можно попросить ребенка порассуждать с точки зрения предмета, изображенного на рисунке (т. е. с точки зрения куста роз). Предмет изображения (образ) позволяет детям про­ектировать некоторые из своих мыслей и чувств, прокладывая путь к более непосредственной беседе о них (Allan, 1978; Allan and Clark, 1984).

В руках консультантов стратегия розового куста служит надежным аналитическим орудием для выявления детей, под­вергшихся или подвергающихся сексуальному насилию. Розо­вый куст символизирует эмоциональную сущность ребенка. В таких случаях дети, подвергшиеся жестокому обращению, ри­суют розовый куст полностью защищенным оградой и исполь­зуют язык, указывающий на сексуальное или физическое на­силие. Проективная методика нередко позволяет получить по­лезную информацию, однако применять ее необходимо с величайшей осторожностью. Консультанты, заинтересован­ные в применении этой методики, должны пройти специаль­ную подготовку под руководством опытного супервизора.

Методы визуализации и рисования розового куста можно использовать в групповой работе с учащимися. В таких случа­ях учащиеся обсуждают свои рисунки, а консультант может уделить несколько минут каждому ребенку.


Глава 5

Спонтанные рисунки

В консультировании


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: