Жизнь каждого человека должна закончиться смертью, и поэтому каждый человек по-своему подходит к этой проблеме: одни предпочитают не обращать на нее внимания, другие на много лет задерживаются на ней, а третьи, и они составляют большинство, испытывают страх перед неизбежностью смерти. Те люди, которые сознают ограниченность своей жизни в силу неизлечимой болезни, имеют возможность проанализировать целый диапазон эмоциональных реакций на неизбежную смерть. Несмотря на душевное смятение, такой анализ нередко позволяет неизлечимо больным более полно прожить каждый день.
Дети, как и взрослые, также осознают неизбежность окончания жизни. Трудно выразить словами те чувства, которые испытывает серьезно больной ребенок или человек, любимый ребенком, когда жизнь столь коротка. И тем не менее такие чувства нередко проявляются в символической форме или в необычных формах поведения. В таких случаях консультанты и учителя могут оказать бесценную помощь ребенку (Bertoia and Allan, 1988). Родители и близкие родственники нередко поглощены своим горем и поэтому не могут оказать помощь ребенку. Консультант способен оказать такую помощь, предоставив ребенку возможность выразить глубокие переживания с помощью изобразительных средств. Опытный консультант
|
|
может эффективно использовать интерпретацию, чтобы помочь ребенку. Однако и начинающий консультант способен помочь ребенку, создав возможности для символической разрядки с помощью рисования. Даже простое рассматривание детского рисунка позволяет консультанту проникнуть в переживания ребенка.
Когнитивное понимание детьми смерти составило предмет многих исследований. И тем не менее в этой главе мы рассмотрим представление ребенка о самом себе и его бессознательное понимание процесса умирания в том виде, в каком он находит отражение в рисунках данного ребенка.