Результаты

Стадия 1: предварительное обсуждение

В каждом классе были дети, которые понимали смысл ис­пользования своего воображения и творческих способностей. Их объяснения помогли нам определить наши концепции и для ос­тальных учащихся. Кроме того, они помогли классу понять, в чем состоят наши ожидания, а именно то, что учащиеся должны сосредоточиться на создании своих собственных изображений. Во всех классах учащиеся с энтузиазмом обсуждали ассоциа­ции, которые возникли у них по поводу архетипических тем, и неизменно высказывали много оригинальных идей.

Стадия 2:релаксация и направленное формирование образов

С каждым новым занятием большинство учащихся замет­но повышало уровень релаксации и более точно выполняло ре­комендации учителя. Некоторые дети испытывали беспокой­ство, когда держали глаза закрытыми. В каждом классе было несколько учеников с такими проблемами, причем в старшем классе их было больше. При работе со второй темой старшие ученики держали себя более уверенно, когда они держали глаза закрытыми.

Стадия 3: работа над рисунками

К тому времени, когда после релаксации и направленного формирования образов детей просили открыть глаза, в созна­нии большинства детей появились образы, которые они были готовы запечатлеть на листах бумаги. И тем не менее на этой стадии в каждом классе находилось 1 — 2 ученика, которым «ничего не приходило в голову». В старших классах (6—7 классы) таких учеников было больше. Им предлагали рассла­биться, закрыть глаза, поразмыслить о тех образах, которые проходили им в голову при использовании направленного во­ображения, и выбрать из них тот образ, который они наиболее отчетливо представляли. Для каждого из этих учащихся до­статочно было повторить рекомендации, чтобы они приступи­ли к работе.

Старшие дети больше нуждались в поддержке, чем млад­шие, и поэтому их заверяли в том, что их работа «вполне при­емлема». Некоторых из учеников 6—7 классов беспокоило то,


что к концу работы над рисунком первоначальные изображе­ния превращались в нечто иное. Мы обсудили особенности творческой деятельности, в которой такая трансформация часто происходит тогда, когда мы расслабляемся и выражаем наше внутреннее состояние. При этом нам иногда приходится позволять творческому процессу протекать самостоятельно. В таких случаях мы не должны испытывать разочарования. На­против, мы должны постараться по достоинству оценить ко­нечный результат в его новом виде.

Иногда на занятиях по рисованию соседи по парте рисуют весьма похожие рисунки. Случаи подражания или влияния со стороны соседей имели место в каждом классе, но ограничива­лись лишь несколькими учащимися.

Присопоставлении выборочных реакций каждого класса мы установили, что вцелом отношение учащихся к занятиям характеризовалось позитивностью и энтузиазмом. Как только начинался урок рисования, дети умолкали и приступали к со­средоточенной работе.

Учащиеся младших классов (4—5 классы) легче включа­лись в выполнение задания, чем старшие ученики, которым необходимо было затратить больше времени, чтобы успоко­иться, особенно при работе над первой темой. Когда они все-таки успокаивались, процесс рисования доставлял им удо­вольствие.

Младшие ученики были менее скованными и более спон­танными в самовыражении, чем ученики старших классов. Ученики шкоды Б (т. е. дети с наиболее стабильной домашней обстановкой) более уверенно приступали к занятиям, чем дру­гие дети. Эти учащиеся работали с большими увлечением и быстротой, чем учащиеся других классов.

Стадия 4: просмотр и обсуждение результатов работы

Эта стадия составила чрезвычайно важную часть процесса исследования. Учащиеся ходили по классу, рассматривая рабо­ты других учащихся, или по очереди демонстрировали всему классу свои работы, сопровождая их пояснениями. Независимо от способа просмотра работ, все дети выказали большой интерес к работам своих одноклассников и признательность за широ­кий спектр интерпретаций. Сознание, что все интерпретации находят положительную оценку, позволило детям избавиться от чувства скованности. Особенно это относится к тем учащимся,


которые не были уверены в достоинствах своих работ. В работе над следующими темами эти учащиеся чувствовали себя более уверенно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: