Стадия 1: предварительное обсуждение
В каждом классе были дети, которые понимали смысл использования своего воображения и творческих способностей. Их объяснения помогли нам определить наши концепции и для остальных учащихся. Кроме того, они помогли классу понять, в чем состоят наши ожидания, а именно то, что учащиеся должны сосредоточиться на создании своих собственных изображений. Во всех классах учащиеся с энтузиазмом обсуждали ассоциации, которые возникли у них по поводу архетипических тем, и неизменно высказывали много оригинальных идей.
Стадия 2:релаксация и направленное формирование образов
С каждым новым занятием большинство учащихся заметно повышало уровень релаксации и более точно выполняло рекомендации учителя. Некоторые дети испытывали беспокойство, когда держали глаза закрытыми. В каждом классе было несколько учеников с такими проблемами, причем в старшем классе их было больше. При работе со второй темой старшие ученики держали себя более уверенно, когда они держали глаза закрытыми.
|
|
Стадия 3: работа над рисунками
К тому времени, когда после релаксации и направленного формирования образов детей просили открыть глаза, в сознании большинства детей появились образы, которые они были готовы запечатлеть на листах бумаги. И тем не менее на этой стадии в каждом классе находилось 1 — 2 ученика, которым «ничего не приходило в голову». В старших классах (6—7 классы) таких учеников было больше. Им предлагали расслабиться, закрыть глаза, поразмыслить о тех образах, которые проходили им в голову при использовании направленного воображения, и выбрать из них тот образ, который они наиболее отчетливо представляли. Для каждого из этих учащихся достаточно было повторить рекомендации, чтобы они приступили к работе.
Старшие дети больше нуждались в поддержке, чем младшие, и поэтому их заверяли в том, что их работа «вполне приемлема». Некоторых из учеников 6—7 классов беспокоило то,
что к концу работы над рисунком первоначальные изображения превращались в нечто иное. Мы обсудили особенности творческой деятельности, в которой такая трансформация часто происходит тогда, когда мы расслабляемся и выражаем наше внутреннее состояние. При этом нам иногда приходится позволять творческому процессу протекать самостоятельно. В таких случаях мы не должны испытывать разочарования. Напротив, мы должны постараться по достоинству оценить конечный результат в его новом виде.
Иногда на занятиях по рисованию соседи по парте рисуют весьма похожие рисунки. Случаи подражания или влияния со стороны соседей имели место в каждом классе, но ограничивались лишь несколькими учащимися.
|
|
Присопоставлении выборочных реакций каждого класса мы установили, что вцелом отношение учащихся к занятиям характеризовалось позитивностью и энтузиазмом. Как только начинался урок рисования, дети умолкали и приступали к сосредоточенной работе.
Учащиеся младших классов (4—5 классы) легче включались в выполнение задания, чем старшие ученики, которым необходимо было затратить больше времени, чтобы успокоиться, особенно при работе над первой темой. Когда они все-таки успокаивались, процесс рисования доставлял им удовольствие.
Младшие ученики были менее скованными и более спонтанными в самовыражении, чем ученики старших классов. Ученики шкоды Б (т. е. дети с наиболее стабильной домашней обстановкой) более уверенно приступали к занятиям, чем другие дети. Эти учащиеся работали с большими увлечением и быстротой, чем учащиеся других классов.
Стадия 4: просмотр и обсуждение результатов работы
Эта стадия составила чрезвычайно важную часть процесса исследования. Учащиеся ходили по классу, рассматривая работы других учащихся, или по очереди демонстрировали всему классу свои работы, сопровождая их пояснениями. Независимо от способа просмотра работ, все дети выказали большой интерес к работам своих одноклассников и признательность за широкий спектр интерпретаций. Сознание, что все интерпретации находят положительную оценку, позволило детям избавиться от чувства скованности. Особенно это относится к тем учащимся,
которые не были уверены в достоинствах своих работ. В работе над следующими темами эти учащиеся чувствовали себя более уверенно.