Вовлечение в процесс

«Ты знаешь, - говорила знакомая, - ну ничего не могу заставить сына сделать на даче. Вишни и то собирать не хочет, наберёт ведёрко, слопает – и пошёл. Крыжовник – колючий, малина – «щипасная», смородина мелкая, а яблоки надоели. Я уж не говорю о том, с каким боем территорию заставляю убирать. Тунеядец он, что ли?»

Да нет, что вы. Дети трудиться любят, честное слово. Они не любят скучно трудиться. Посмотрите, с каким трудолюбием в песочнице ямки копает малыш. И знаете, почему? Потому что труд его – творчество. Он не работает, а творит! Создаёт и исследует, открывает закономерности, совершенствует своё мастерство.

А строят снежную крепость с каким азартом и наслаждение! А ведь это – нелёгкое дело, кто пробовал – знает. А горку, с которой потом прокатятся? А «штаб» или шалаш?

Чтобы дети трудились не из-под палки, они должны видеть цель. То есть – ради чего я должен делать то-то и то-то. Сделайте цель привлекательной, тогда и появится мотив (положительная мотивация!).

Отдыхать – это не значит бездельничать.

Да к тому ж и работа (бытовая, домашняя) действительно не волк, и в лес не убегает – делать её приходится. Но можно изменить свой настрой - и изменится детское настроение.

Лучшее воспитание, в том числе и трудовое – это не лекции и не требования, а неназойливое вовлечение в процесс. Так, чтобы весь полученный опыт стал его «личным опытом». Нам только и надо: поддержать детскую инициативу и постараться даже в ну-у-удное (скучное, обязательное, ежедневное) дело внести творческое начало.

«Ради чего я это делаю?», - вот тот вопрос, который дети себе задают, когда мы просим их сделать то-то и то-то (или когда за дело принимаются сами). Спрашивают, конечно, подспудно, возможно, сами не сознавая, но результат налицо.

Сначала ребёнок прикидывает: «Чем это выгодно мне?». И не думайте, что это слишком эгоистично! Время пройдёт, он станет старше, и появляется новый вопрос: «Какую пользу принесёт это дело?». А потом и следующий: «Есть в этом деле (что надо выполнить) польза для кого-то ещё (а не только для «лично меня»)? Какая?».

Чтоб человек захотел трудиться, и трудился не из-под палки, «замотивируйте» его. Причём (обязательно!) с учётом детского возраста и базовых потребностей.

«Метла пролетала?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: