Инкотермс-2000. Транспортные характеристики базовых условий, применяемых на морских перевозках

Различие базисных условий поставки отражено в их распределении на 4 категории с использованием в качестве индикатора группы первой буквы относящихся к ней терминов.

1 группа – содержит один термин - EXW.

2 группа – F – означает, что продавец обязан передать товар определенному перевозчику свободным от риска за счет покупателя. FCA, FAS,FOB.

3 группа – С – продавец обязан нести определенные расходы и после момента перехода на покупателя риска утраты или повреждения товара. CFR, CIF, CPT, CIP.

4 группа – D – товар должен прибыть в согласованное место назначения. DAF, DES, DEQ, DDU, DDP.

FAS (свободно вдоль борта судна) - условие имеет ограниченную сферу применения. Оно встречается в контрактах только тогда, когда товар классифицируется как генеральный груз и его доставка осуществляется морским транспортом на линейных ролкерных судах или на лихтерах. (Ролкер - грузовое судно с горизонтальным способом погрузки-выгрузки.) (Лихтер - грузовое несамоходное морское судно, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов, а также для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт.)

Обязанности продавца считаются выполненными в момент размещения им товара вдоль борта судна на указанном покупателем месте в оговоренном порту отгрузки. Документом, подтверждающим поставку на условиях FAS, является чистая обычная доковая расписка порта, свидетельствующая о приеме им груза, в том числе и на хранение.

FOB (свободно на борту судна) - договор перевозки заключает покупатель, это одно из наиболее распространенных условий, применяемых при морских поставках товаров как в линейном, так и в трамповом судоходстве. Обязанности продавца считаются выполненными в момент пересечения товаром поручней судна в оговоренном порту погрузки. Поставку на согласованных в договоре условиях должен подтверждать чистый бортовой коносамент. Расходы продавца заканчиваются в тот момент, когда товар пересекает поручни судна. Страхует покупатель. Чистого ФОБ не бывает, будет фоб с погрузкой, что включается в цену контракта.

CFR (стоимость и фрахт) – КАФ. Его следует понимать как условие отгрузки, а не доставки. Момент перехода риска не совпадает с моментом перехода расходов – пересечение товаром поручней судна в порту погрузки. Продавец заключает договор и оплачивает перевозку. В цену товара не входит страховая премия. Не удобно для покупателя, если груз необходимо страховать (если груз дорогой или легко повреждаемый). Покупатель в соответствии с правилами страхования грузов, обязан предоставить полную и достоверную инфо о грузе и условиях перевозки. Подтверждающим поставку документом является чистый бортовой коносамент, выданный капитаном судна продавцу в порту отгрузки.

CIF (стоимость, страхование, фрахт) является наиболее часто применяемым в международной торговле. Момент перехода рисков – пересечение товаром поручней судна в порту погрузки. Продавец должен заключить договор морского страхования грузов за свой счет, груз страхуется продавцом в пользу покупателя, так как именно на последнем лежат риски доставки товаров с момента пересечения ими поручней судна в порту отгрузки. Продавец должен застраховать товар на 110% его фактической стоимости, где 10% - гарантированная прибыль, которую покупатель потеряет, если товар или его часть будет повреждена или утрачена (полностью или частично).110% - покрытие минимальных рисков. Существует разновидность условия CIF— "CIF с выгрузкой", когда продавец принимает на себя дополнительные расходы (но не риски) по выгрузке товаров. Стоимость CIF = Ст перех риска + Ст трансп + Ст CIF * ((1.1*t страх)/100)

DES (поставлено с судна) применяется крайне редко. Риски переходят на покупателя при пересечении товаром поручней судна в порту назначения, указанного в договоре. Продавец заключает договор и оплачивает перевозку. Продавец отвечает в пути за груз, отличается от СИФ ценой страхования, тут страхуется максимальное количество рисков, т.е. цена выше, чем в СИФ. Поэтому неудобно для покупателя.

DEQ (поставлено с пристани) используется также лишь при морских перевозках. Обязанности и расходы продавца считаются выполненными в момент размещения им товара на указанном покупателем причале в порту назначения. Цену товара DEQ можно определить суммированием цены CIF и расходов и рисков на его выгрузку в порту назначения. Удобно для покупателя, но практически не приемлемо для продавца. Документом, подтверждающим поставку товара - чистовая доковая расписка порта назначения



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: