Виды конкурентной стратегии

Банковская конкуренция - это непрерывный процесс соперничества КО за обеспечение оптимальных условий функционирования на соответствующих сегментах рынков финансовых услуг. Основные категории конкурентов на банковских рынках:

- универсальные банки;

- специализированные банки (сберегательные, ипотечные, инвестиционные, клиринговые и т.п.);

-небанковские кредитно-финансовые институты (кредитные кооперативы, ломбарды, инвестиционные фонды, страховые компании и т.п.).

ПРИМЕЧАНИЕ: при этом более опасными конкурентами для универсальных банков выступают специализированные кредитные организации, а для них, в свою очередь, небанковские институты. Это определяется степенью углубления специализации на соответствующих сегментах рынка. Так, на рынке краткосрочных ссуд физическим лицам на неотложные нужды более опасным конкурентом для универсального банка будет сберегательный банк, а для него – кредитный кооператив или просто ломбард.

Конкурентная стратегия – это определяемая высшим исп. органом банка сов-ть д/ср мероприятий, напр. на усиление его конкурентных позиций на избранном сегменте и/или сегментах рынка.

Виды:

1. Агрессивная – вытекает из стратегии ростаи нацелена на активное вытеснение конкурентов с избранного сегмента рынка.

Преимущества:

- в случае успешной реализации она позволяет быстро улучшить рыночные позиции банка с последующими финансовыми результатами;

- данная политика позволяет повысить общий уровень организационно-управленческой культуры банка как одной из необходимых предпосылок для успешной реализации. Недостатки:

- необходимость значительных предварительных затрат по созданию должного конкурентного потенциала банка;

- угроза адекватного ответа со стороны конкурентов, в том числе и в форме объединения их усилий для отпора общему для всех «агрессору». Рекомендации по применению – данная политика целесообразна:

- для банков, выходящих на высококонкурентный рынок;

- для работающих на высококонкурентных рынках крупных банков при наличии у них благоприятных внешних и внутренних условий.

ПРИМЕЧАНИЕ: ни в одном из указанных выше случаев подобную политику нельзя осуществлять на постоянной основе. Сразу после достижения поставленных целей (выход на рынок или захват дополнительной части его) рекомендуется возврат к более сдержанному и безопасному варианту конкурентной политики.

2. Наступательная – вытекаетиз стратегии ограниченного роста и направлена на постепенное расширение обслуживаемого рынка без использования методов прямого давления на конкурентов. Вариант п.с. стратегический компромисс, смягчающий недостатки «полярных» вариантов и не обеспечивающий в полном объеме их преимуществ. Рекомендации по применению: наиболее целесообразный вариант для большинства современных банков.

ПРИМЕЧАНИЕ: основной проблемой, связанной с реализацией данного варианта, является выбор таких методов расширения обслуживаемого рынка, которые не будут восприняты другими кредитными организациями как проявление агрессивной политики.

3. Пассивная -вытекает из стратегии сокращения и нацелена на сохранение или некоторое сокращение обслуживаемого рынка при обеспечении необходимого уровня конкурентности соотв. банк. продукта.

Преимущества:

- наименее затратный вариант конкурентной политики;

- отсутствие каких-либо угроз со стороны конкурентов. Недостаток связан с негативными финансовыми и коммерческими последствиями сокращения обслуживаемого рынка. Рекомендации по применению – вариант целесообразен:

- для любых банков, столкнувшихся с неприемлемым для них уровнем давления со стороны конкурентов;

- для банков, миссия и стратегия рыночного поведения которых не предполагает необходимости расширения обслуживаемого рынка;

- для крупных универсальных банков в случае выявления их маркетологами неблагоприятных перспектив конъюнктуры обслуживаемого рынка, определяющих необходимость вывода с него части активов.

ПРИМЕЧАНИЕ: из трех указанных выше вариантов лишь первый является косвенным доказательством «слабости» банка и ошибочности ранее реализуемой им стратегии. В остальных случаях избранная им конкурентная политика вполне адекватна общей стратегии, а значит, целесообразна.

Факторы, определяющие выбор конкретного варианта конкурентной политики:

1. Внешние (не зависят от банка)

1.1 Общая ситуация в экономике.

На падающем рынке риски увеличиваются, т.е расширять рынок не можем.

На растущем рынке – необ. Максимально включить агрессивную стратегию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: