1. доктрина развития человеческих ресурсов, основанная на принципе соц. партнерства работодателя и наемного работника. Могут быть задействованы механизмы соц., психолог. и эконом. плана. Характерна для мелких банков
2. представление персонала как винтиков и отношение к персоналу как одному из видов потребителей ресурсов. предполагает администрирование, жесткое закрепление полномочий. Характерна для крупных банков.
3. компромиссный – сочетание двух первых вариантов.
При выборе кадровой стратегии учитывается отраслевая особенность – банковское дело:
- высокая трудоемкость
- высокий уровень затрат Ко по обеспечению персоналом – доля з/п в расходах 60-70%
- высокий уровень проф. специализации персонала – высокие требования к квалификации
-индивид. требования к ответственности персонала – уровень автономности работы выше, след-но, повышается ответственность
- особые требования к лояльности, поскольку существуют повышенные внешние угрозы
- стрессо-опасность.
Факторы, определяющие стратегию:
|
|
1. общая миссия банка
2. состояние рынка трудовых ресурсов профильной специальности
3. степень понимания собственниками и высшим руководством роли кадрового управления
4. фин. возможности по содержанию персонала и обеспечению непрерывного развития персонального менеджмента
5. имидж конкретного банка на рынке трудовых ресурсов
6. уровень профессионализма службы по работе с персоналом
7. наличие филиальной сети
Общие требования к стратегии:
1. комплексный характер
2. реальность целей
3. взаимосвязь с другими направлениями стратегий (напр., с эк. безопасностью)
4. оперативная корректировка
Основные приоритеты:
1. ориентация на высококвалиф. специалистов, имеющих не только высшее проф. образование, но и стаж работы.
Преимущество – не нужно обучение. Недостаток – более дорогой специалист, не всегда этичная форма переманивания и реакция соотв. банка, меньшая степень доверия и лояльности.
Такой подход характерен для мелких банков и для вновь создаваемых баков.
2. ориентация на молодых специалистов. Это возможность отбора на старших курсах вузов (сейчас практически не применяется).
Преимущество – не так дорого, большее доверие к такому специалисту. Недостаток – отвлечение наставника, высокие затраты по подготовке специалистов.
3. ориентация на рынок, где нет молодых специалистов.
Основная проблема в стратегии – стимулирование банковских служащих. Оценка труда топ-менеджеров определяется уровнем капитализации компании. Отсюда возникает вопрос о стимулировании обычных работников. По мнению А.М., премирование должно быть дифференцировано.