Кадровая политика банка разрабатывается на основе долгосрочных документов, определяющих основные приоритеты и направления деятельности банка. Одним из таких документов является концепция развития банка. Кадровая политика формируется также с учетом текущего состояния дел и на основе документов, определяющих тактические задачи банка в соответствии со сложившейся в данное время ситуацией на рынке банковских услуг. Основным документом, содержащим ориентиры кадровой политики, обычно является «Концепция управления персоналом банка».
Кадровая политика банка строится с учетом законодательства, регулирующего трудовые отношения. На основе общих законодательных норм банк разрабатывает собственные нормативные документы, регулирующие правила внутреннего распорядка и трудовой дисциплины.
Формирование кадровой политики банка происходит также под влиянием внутрибанковских традиций, корпоративной культуры и сложившегося собственного имиджа.
Кадровая политика банка реализуется при активном участии и в тесном контакте с руководителями подразделений, которые осуществляют непосредственное управление персоналом в процессе выполнения своих производственных функций. Только руководитель подразделения может дать оценку профессиональных качеств и исполнительской дисциплины своих работников, оценить перспективы их роста.
|
|
Кадровая служба совместно с юридическим управлением банка разрабатывает документы методического характера (например, методику подбора персонала, критерии оценки и др.) и типовые формы документов, используемых в кадровой работе (трудовые договоры, анкеты, приказы и т.д.).
Основными направлениями деятельности службы по управлению персоналом банка являются:
1. планирование перспективных и текущих потребностей в персонале,
2. подбор и комплектование кадров, формирование резерва на выдвижение,
3. оценка персонала,
4. разработка системы мотивации персонала,
5. управление развитием персонала.
+ более подробно в след. вопросах
Формирование персонала. Планирование потребностей в специалистах
Планирование персонала осуществляется на основе расчета перспективных и текущих потребностей банка в трудовых ресурсах. Для этого кадровая служба использует соответствующую информацию. Прежде всего, информация о перспективах развития банка и связанных с ним изменениях в кадровой политике (напр., о предстоящем открытии филиала позволит заранее определить потребность в дополнительных кадрах). Важное значение имеет текущая информация об изменении потребности в кадрах, поступающая от структурных подразделений.
|
|
Плановая работа направлена на решение двух задач:
1. планирование потребности банка в трудовых ресурсах
2. планирование рабочих мест.
Планирование потребности в трудовых ресурсах включает планирование общей численности персонала, а также планирование потребностей в специалистах определенной квалификации и с определенным уровнем образования.
Определение общей численности персонала осуществляется в зависимости от финансовых возможностей банка с учетом количества рабочих мест. Планирование потребностей в специалистах осуществляется исходя из функций и задач банка на данном этапе и на основе оценки имеющегося кадрового состава. При этом перспективное планирование основывается на стратегических программах деятельности банка, текущее планирование направлено на корректировку имеющейся структуры кадров в соответствии с изменением характера деятельности банка, расширение ассортимента банковских услуг.
Для формирования оптимальной структуры персонала кадровая служба производит ежегодную оценку сложившейся структуры персонала как с точки зрения соответствия потребностям банка, так и с точки зрения ее эффективности.
Планирование персонала осуществляется на основе целевых заявок, получаемых службой персонала от руководителей структурных подразделений банка. Это могут быть заявки как по сокращению имеющегося персонала, так и по дополнительному найму.
Организация планирования персонала в российских коммерческих банках построена по централизованному принципу. Это означает, что все основные кадровые вопросы решаются исключительно на уровне высшего менеджмента (руководства банка) и службы персонала. Другие структуры аппарата управления являются лишь «поставщиками» соответствующей информации — составляют кадровые заявки, вносят предложения по управлению персоналом.
Результатом планирования персонала является обоснование необходимости набора новых дополнительных работников или сокращение имеющихся штатов, а также предложения о перемещении имеющегося персонала внутри банка.
Соотношение между количеством принятых на работу и количеством уволенных формирует показатель текучести кадров.
Планирование персонала является важнейшим направлением кадрового менеджмента. Оно позволяет учесть и предусмотреть в текущей работе изменения, происходящие в экономике в целом и в самом банковском секторе.