Предисловие

Книга Аллаха и сунна Его посланника, , являются основными источниками, позволяющими формулировать уста­новления шариата и разъяснять их, и к ним обращаются все прочие источники. При этом Коран лежит в основе сунны, ко­торая по своему смыслу не противоречит Корану, являющему­ся источником доводов шариата.

Одна из величайших целей Корана состояла в установлении для людей того, что могло бы регулировать их жизнь с помо­щью законов и установлений, призванных изменить всё, что было сделано в этой области самими людьми, поскольку эти установления стояли на страже интересов каждого человека и общества в целом, защищая как общие, так и отдельные права людей. Главной задачей было обеспечение взаимной социаль­ной ответственности и стремление добиться укрепления взаи­модействия и связей между рабами Аллаха, а единственным мерилом, которое эти законы устанавливали для человека, являлось мерило благочестия или же прямоты[1].

Сунна представляет собой расширенное и детальное тол­кование Корана, разъясняя то, что излагается в нём в общем виде, конкретизируя абсолютное, применяя общее к частно­му, детализируя его установления и объясняя его трудные места. Сунна, которая является дополнением к Корану, не противоречит его основополагающим принципам, соответст­вуя им и не выходя за их пределы, как и полагается ведомому по отношению к ведущему. В силу этого и говорят, что сунна следует за Кораном, поскольку толкование следует за тем, что оно толкует, а существование одного связано с существо­ванием другого.

Вот почему Коран, являющийся основой религии, ставится впереди сунны, ведь в нём были ниспосланы её основы и уни­версальные принципы и изложены её общие цели, на чём и строится её здание, а сунна следует за священным Кораном, разъясняет его и не противоречит ему.

В этом исследовании мы опирались на те аяты священного Корана, которые имеют отношение к детям, и поясняющие их слова и дела пророка, .


I. ПОЛОЖЕНИЕ И ПРАВА
РЕБЁНКА В ИСЛАМЕ

Когда-то поэт сказал:

Поистине, дети наши среди нас –

это наши сердца, которые ходят по земле:

если подует ветер на кого-нибудь из них,

то глаза мои спать не будут.

Если ООН начала проявлять заботу о детях и приняла спе­циальный документ, в соответствии с которым в ноябре каж­дого года празднуется международный день ребёнка, посвя­щённый Декларации прав ребёнка, которая была провозгла­шена этой международной организацией, то ислам уделяет вни­мание вопросам детства уже более тысячи четырёхсот лет, обеспечив своими благородными принципами постоянную за­боту о детях и не ограничиваясь гарантиями прав ребёнка по­сле его появления на свет, но гарантируя ему его права ещё до того, как он рождается.

В исламе детство – особый мир, полный радости, красоты, мечтаний, счастья и любви. Слова Корана о детях преис­полнены любви и благородства, а Аллах Всевышний клянётся детством:

{Клянусь этим городом[2], ~ ведь ты[3] обитаешь в этом горо­де, ~ и (клянусь) родителем и тем, что он породил!} [4]

Весть о появлении детей является радостным известием.

В Коране сказано:

{О Закарийа! Поистине, Мы сообщаем тебе радостную весть о мальчике по имени Йахйа: не создавали Мы прежде никого с таким именем}.[5] , [6]

И дети приносят большую радость, а в Коране сказано:

{Господь наш, даруй нам усладу очей в наших жёнах и на­шем потомстве...} [7]

И, наконец, Коран называет детей украшением земной жизни:

{Богатство и сыновья – украшение этой жизни...} [8]

Что же касается посланника Аллаха, , то он рисует нам мир детства, который напоминает собой рай, говоря:

صِغَارُهُمْ دَعَامِيصُ الْجَنَّةِ…

«Дети – это райские бабочки».

 

1. Любовь посланника, , к детям

Любовь к детям наполняла собой светлое сердце послан­ника Аллаха, . Так, например, однажды он поднялся на минбар, чтобы обратиться с проповедью к людям, но увидев, как аль-Хасан и аль-Хусейн[9] ходят и спотыкаются, он прервал свою проповедь, спустился вниз, подошёл к детям, взял их на руки, потом снова поднялся на минбар и сказал:

صَدَقَ اللَّهُ (إِنَّمَا أَمْوَالُكُمْ وَأَولادُكُمْ فِتْنَةٌ) ، رَأَيْتُ هَذَيْنِ يَعْثُرَانِ فِي قَمِيصَيْهِمَا فَلَمْ أَصْبِرْ حَتَّى قَطَعْتُ كَلامِي فَحَمَلْتُهُمَا

«Правду сказал Аллах: “О люди, ваши богатства и ваши де­ти – не что иное как искушение”.[10] Я увидел, как эти двое (хо­дят и) спотыкаются в своих рубахах, и тогда я сразу же пере­стал говорить и взял их на руки!»

Сообщается, что однажды, когда пророк, , молился, к нему подошли аль-Хасан и аль-Хусейн, которые забрались к нему на спину в то время, когда он совершал земной поклон, после чего пророк, , долго не разгибался, не желая торопить их спуститься вниз, и это продолжалось до тех пор, пока они сами не слезли с его спины, а после того, как он произнёс слова тасли­ма, его сподвижники сказали ему: «Ты очень долго совершал зем­ной поклон, о посланник Аллаха!» В ответ им он сказал:

بْنِي ارْتَحَلَنِي ، فَكَرِهْتُ أَنْ أُعَجِّلَهُ حَتَّى يَقْضِيَ حَاجَتَهُ

«Мой сын оседлал меня, и я не хотел торопить его». И сооб­щается, что посланник Аллаха, , завершал молитву быст­рее[11], услышав (позади себя) плач ребёнка, и он говорил:

إِنِّي لأقُومُ إِلَى الصَّلاةِ وَأَنَا أُرِيدُ أَنْ أُطَوِّلَ فِيهَا ، فَأَسْمَعُ بُكَاءَ الصَّبِيِّ فَأَتَجَوَّزُ فِي صَلاتِي ، كَرَاهِيَةَ أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمِّهِ

«Поистине, приступая к молитве, я хочу проводить её долго, но, когда слышу плач ребёнка, сокращаю её, ибо не желаю доставлять затруднения его матери».

Сообщается, что однажды аль-Акра‘ бин Хабис зашёл к по­сланнику Аллаха, , в то время, когда он целовал своих внуков аль-Хасана и аль-Хусейна, и сказал ему: «Так ты це­луешь детей твоей дочери? Клянусь Аллахом, у меня есть де­сять сыновей, но я ни разу не поцеловал никого из них!». На что посланник Аллаха, , сказал ему:

أَوَأَمْلِكُ لَكَ أَنْ نَزَعَ اللَّهُ مِنْ قَلْبِكَ الرَّحْمَةَ

«Что же я могу сделать, если Аллах лишил твоё сердце ми­лосердия?»

2. Внимание, проявляемое исламом
к ребёнку ещё до его рождения

 

Ислам проявляет заботу о ребёнке не только после его по­явления на свет, но и до того, как он сформируется или даже будет зачат. Так, например, ислам велит мужчине, желающему жениться, выбирать себе религиозную жену, так как пророк, , говорит: فاظْفَرْ بِذاتِ الدِّينِ تَرِبَت يداكَ

«...ищи же ту, которая придерживается заповедей религии, иначе ты потеряешь всё!» И он направляет мужчину, чтобы для него красота, происхождение или богатство женщины не яв­лялись решающим фактором. Помимо всего этого она должна быть религиозной и происходить из достойной семьи, так как её дети обязательно воспримут её нравственные качества и будут вести себя так же, как и она. С другой стороны, послан­ник Аллаха, , велит опекунам той девушки, к которой кто-нибудь сватается, искать жениха, отличющегося религиоз­ностью и достойными нравственными качествами, чтобы он должным образом заботился о собственной семье, соблюдая права своей жены и детей. Пророк, , говорит:

إِذَا أَتَاكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ خُلُقَهُ وَدِينَهُ فَزَوِّجُوهُ إِلَّا تَفْعَلُوا تَكُنْ فِتْنَةٌ فِي الْأَرْضِ وَفَسَادٌ عَرِيضٌ

«Если придёт к вам тот, религией и нравом которого вы ос­танетесь довольны, то отдавайте девушку за него замуж, а если вы этого не сделаете, это приведёт к искушению и великому распространению пороков».

Исходя из этого, халиф Умар бин аль-Хаттаб, да будет до­волен им Аллах, дал на вопрос одного из своих сыновей, кото­рый спросил его: «Чего сын вправе ожидать от своего отца?», – такой ответ: «Чтобы он выбрал для него мать, дал ему хорошее имя и научил его Корану».

Но если ребёнок наследует какие-то особенности своих ро­дителей, а также своих родственников, то ислам обязательно должен регулировать связи между ними, чтобы обеспечить ре­бёнку уважение в обществе и сохранить его нравственную и генетическую чистоту, что позволит ему присоединиться к людям и обществу незапятнанным.

3. Семья в исламе

Всё вышеизложенное показывает, что ислам проявляет забо­ту о ребёнке не только со дня его появления на свет, но думает и заботится и о тех, кто ещё не родился, планируя будущее де­тей, когда о них ещё только мечтают. Стоит будущему отцу толь­ко подумать о браке, а ислам уже намечает для него вехи его пу­ти. Устройство семьи в исламе удивительно, ей придаётся боль­шое значение и отводится высокое место. Вот почему ислам обязательно должен корректировать первый шаг в устройстве семьи. Заключение брака является первым шагом в построении семьи, и внимание ислама к этому шагу обеспечивает стабиль­ную, приятную и счастливую жизнь людей впоследствии.

4. Любовь родителей

Ребёнок является плодом любви отца и матери, а материн­ские и отцовские чувства являются благородными чувствами, в которые Аллах вложил милосердие и любовь и по милости Своей сделал их прочными и неизменными. Крепкая связь меж­ду родителями и детьми является одной из самых прочных и неприкосновенных связей в жизни человека, и эту связь уста­новил Сам Аллах для того, чтобы она не прерывалась, остава­лась прочной и поддерживала существование всего человече­ства, укрепляя собой отношения между людьми. Любовь роди­телей к их детям столь очевидна, что говорить об этом нет ни­какой необходимости. Она является одним из знамений Алла­ха и Его величайшим благодеянием по отношению ко всему человечеству в целом.

Ислам рассматривает семью прежде всего как первичную ячейку общества, а семья состоит из родителей и детей. В сердцах родителей скрыта такая любовь к их детям, которую ни постичь, ни измерить невозможно, так как, поистине, она представляет собой частицу милости Аллаха. Сообщается, что однажды посланник Аллаха, , спросил своих сподвиж­ников, указав на одну женщину: «Считаете ли вы, что эта мать способна бросить своего ребёнка в огонь?» Они сказали: «Нет». Тогда он сказал: «Аллах же, поистине, проявляет по от­ношению к рабам Своим больше милосердия, чем эта женщи­на к своему ребёнку!» Любовь родителей к детям является врождённым свойством, которое человек не может отбросить и которому не может помешать проявляться, и в силу всех вы­шеупомянутых причин Аллах даёт человеку наставления отно­сительно его родителей, но не даёт родителям таких же на­ставлений относительно их детей. Аллах Всевышний сказал:

{И Мы дали человеку заповедь (относительно) его родителей. Мать носила его, теряя силы, а отнимают его от груди в два го­да. Благодари же Меня и родителей своих: ко Мне (предстоит) вернуться}[12] Аллах Всевышний также сказал: «И Мы заповедали человеку оказывать родителям его благодеяния. Мать носила его в муках и родила его в муках, а (от) зачатия его до отлуче­ния от груди (проходит) тридцать месяцев. Когда же он дости­гает полной зрелости и доживает до сорока лет, он говорит:

{Господь мой, внуши мне (чувство) благодарности за ми­лость Твою, оказанную Тобой мне и моим родителям, и (внуши мне), чтобы совершал я праведные дела, которыми Ты останешься доволен, и сделай праведным моё потомство! Поисти­не, я приношу Тебе покаяние и, поистине, я – (один) из пре­давшихся (Аллаху)!}»[13]

Аллах вложил в само естество человека любовь и мило­сердие по отношению к детям, посадив в его сердце ростки возвышенных чувств, чем и объясняется тот факт, что все ука­зания и наставления предназначаются для детей, направляя их к тому, чтобы они хорошо относились к своим родителям. Цель этих наставлений состоит в том, чтобы пробуждать в де­тях гуманные чувства, и эти наставления, побуждающие к доб­ру, опираются на чувства близости и любви к тем, кто стал причиной его появления на свет.

5. Ислам и равенство между детьми.
Отношение ислама к женщинам

Поскольку в Коране дети названы усладой глаз, установле­ния ислама должны подтверждать эту человеческую черту, а равенство между детьми даже в том, что касается поцелуев, подчёркивается в исламе и подтверждается его высокими наставлениями.

عن النُّعْمَانَ بْنَ بَشِيرٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قال: أَعْطَانِي أَبِي عَطِيَّةً ، فَقَالَتْ عَمْرَةُ بِنْتُ رَوَاحَةَ: لا أَرْضَى حَتَّى تُشْهِدَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَأَتَى رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: إِنِّي أَعْطَيْتُ ابْنِي مِنْ عَمْرَةَ بِنْتِ رَوَاحَةَ عَطِيَّةً ، فَأَمَرَتْنِي أَنْ أُشْهِدَكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ ، قَالَ: (أَعْطَيْتَ سَائِرَ وَلَدِكَ مِثْلَ هَذَا) قَالَ: لا قَالَ: (فَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْدِلُوا بَيْنَ أَوْلادِكُمْ). قَالَ فَرَجَعَ فَرَدَّ عَطِيَّتَهُ .

Сообщается, что ан-Ну‘ман бин Башир, да будет доволен им Аллах ими обоими, сказал:

‑ (Однажды) мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха[14] сказала: «Я не соглашусь (с этим), пока ты не попро­сишь посланника Аллаха, , засвидетельствовать (даре­ние)». Тогда (мой отец) пришёл к посланнику Аллаха, , и сказал: «Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о по­сланник Аллаха!» (Пророк, ,) спросил: «А сделал ли ты такие же подарки и всем остальным своим детям?» (Мой отец) сказал: «Нет»». (Тогда пророк, ,) сказал: «Побойтесь Ал­лаха и будьте (одинаково) справедливы ко (всем) вашим детям!» ‑ после чего (мой отец) вернулся обратно и забрал свой подарок.

Проявление симпатий только по отношению к одному ребёнку или только к мальчикам в отличие от девочек противоречит точке зрения ислама, его правильным принципам и логике равенства, на которой основываются все его наставления. Ислам не делает никаких различий ни между мальчиками и девочками, ни между сыновьями и дочерьми, поскольку все они равны между собой и отличаются друг от друга только по степени уважения, которое юноша или девушка может заслужить среди людей, а Аллах Всевышний сказал:

{И ответил им Господь их: Поистине, не упущу Я ни одного дела[15] того, кто его совершает, будь то мужчина или женщина, ведь одни из вас от других}[16] , [17]

Отклонение от прямого пути представляет собой отход от логики равенства, истины и справедливости, и поэтому, как уже отмечалось раньше, мы видим, что ислам велит одинаково относиться к детям, чтобы не причинить кому-нибудь из них боль и не задеть чувства других и чтобы они не затаили зла, в результате чего на смену любви придёт ненависть, а место со­гласия займут раздоры, и всё это приведёт к сложностям, от­клонениям, психологическим проблемам и губительной изоляции, которая травмирует и убивает чувства.

И посланник Аллаха, , идет еще дальше, чтобы вну­шить сердцам отцов такую любовь к дочерям, которая уравно­весила бы собой сопротивление природной склонности, в силу которой отцы любят сыновей больше. Сообщается, что од­нажды посланник Аллаха, , сказал: «Рай (станет наградой) тому, кто содержал трех дочерей, воспитывал их, выдал их замуж и хорошо обращался с ними».


II. ОХРАНА ЖИЗНИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

«Достаточно будет греха че­ловеку, если погубит он тех, кого должен кормить». (Хадис)

Ислам сформулировал целый ряд общих принципов, кото­рые мы приведём ниже в качестве примера, чтобы показать, что он велит охранять жизнь ребёнка, а проявление нерадения в этом отношении рассматривается как большой грех. К числу этих общих принципов относится то, о чём говорится в Кора­не:

{...и не убивайте самих себя}[18] , [19]. Аллах Всевышний также сказал:

{...и не убивайте душу, которую Аллах объявил неприкосновенной, иначе как по праву...}[20] , [21].

Аллах Всевышний также сказал:

{...если кто-нибудь убьёт человека не за (убийство) человека и не за распространение зла на земле[22], (это будет равнозначно тому,) как если бы он убил всех людей, а тот, кто оживит его[23], как будто оживил всех людей}[24] Аллах Всевышний также ска­зал:

{...чтобы вы... не убивали своих детей...} [25] Аллах Всевыш­ний также сказал:

{Убытки понесли те, кто убивал своих детей...}[26] Аллах Все­вышний также сказал:

{Аллах хочет облегчить ваше (бремя, ведь) был человек соз­дан слабым}[27] Аллах Всевышний также сказал:

{Пусть устрашатся (те опекуны), которым (тоже, возможно, придется оставить после себя слабое потомство, и побоятся за них...} [28] Аллах Всевышний также сказал:

{О те, кто уверовал! Защитите себя и свои семьи от ог­ня...}[29] Аллах Всевышний также сказал:

{...и не ввергайте себя в погибель собственноручно...}[30]

К числу этих принципов относятся также и слова пророка, , который сказал: كَفَى بِالْمَرْءِ إِثْمًا أَنْ يُضَيِّعَ مَنْ يَقُوت ُ

«Достаточно будет греха человеку, если погубит он тех, ко­го должен кормить»[31].

1. Охрана жизни ребёнка

Ислам рассматривает человека как наместника Аллаха на земле. Аллах Всевышний сказал:

{И вот сказал Господь твой ангелам: «Я назначу на земле наместника».}[32]

Шариат запрещает все то, что вредит положению человека как наместника Аллаха на земле или причиняет ему зло или ослабляет его, чтобы человек и впредь мог сохранять своё по­ложение и свою силу в этом качестве. Как Своего наместника Аллах наделил человека целым рядом врожденных свойств и инстинктов, которые защищают его непосредственно или гото­вят его к тому, чтобы он мог защитить себя сам. И Аллах при­готовил для человека пути познания и отдал ему большое предпочтение перед многими другими Своими творениями. Что же касается врождённых свойств, которыми человек наде­лён для того, чтобы противостоять угрожающим ему обстоя­тельствам, то к числу их относится инстинкт самосохранения и сохранения себе подобных.

Забота ислама о сохранении жизни и здоровья ребёнка яв­ляется заботой о сохранении физических и моральных сил му­сульман, для чего требуются такие тела, в которых течёт здо­ровая кровь, а обладатели этих тел должны быть молоды ду­шой и активны. Своё влияние на человека оказывает не только здравое мышление, но и здоровое тело, более того, оно оказы­вает своё влияние на формирование оптимистического отно­шения к людям и к жизни в целом, В целях обеспечения этого ислам предлагает множество средств защиты, вменяя в обязан­ность людям придерживаться определённых правил, а также намечая для мусульманина контуры той размеренной жизни, которую он должен вести.

После ислама здоровье является наилучшим благодеянием, которое оказывает человеку Аллах, поскольку лишь обладая здоровьем, он может совершать благие дела и выполнять свои обязанности по отношению к его Господу, и нет благодеяний, которые могли бы с этим сравниться. Ат-Тирмизи приводит ха­дис, в котором со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Ал­лах, сообщается, что пророк, , сказал:

إِنَّ أَوَّلَ مَا يُسْأَلُ عَنْهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ يَعْنِي الْعَبْدَ مِنَ النَّعِيمِ أَنْ يُقَالَ لَهُ: أَلَمْ نُصِحَّ لَكَ جِسْمَكَ

«В День воскресения первым из благодеяний, за которые спросится с человека, (будет здоровье,) и ему будет сказано: “Разве не сделал Я здоровым твоё тело?”»

2. Защита от опасностей мира иного

Предполагается, что в силу самой своей природы и опре­делённых врождённых свойств человек будет удаляться от все­го того, что может ему повредить, так как Аллах наделил его тем, что защищает его как от угрожающих ему опасностей, так и от всего, что может ввергнуть его в эти опасности. Несмотря на это, ислам усиливает эти врождённые инстинкты в душе че­ловека, постоянно защищая его, побуждая его к осмотритель­ности и стремясь к тому, чтобы он сам держался подальше от всего того, что может привести его к гибели.

Вот почему мы видим, что ислам проявляет большое внима­ние к осмотрительности, под которой в данном случае понима­ется осмотрительность в том, что касается мира вечного, так как это имеет отношение к мукам огня и ужасам Дня воскресе­ния. При этом веление может касаться необходимости остере­гаться адского пламени, но этому сопутствует веление беречь семью.

Аллах Всевышний сказал:

{О те, кто уверовал! Защитите себя и свои семьи от огня, топливом для которого (послужат) люди и камни...} [33]

Уберечься же от этого огня можно только с помощью пови­новения Аллаху и боязни ослушаться Его.

Осмотрительность, касающаяся мира вечного, подразумева­ет воздержание от всего запретного в еде, питье, одежде, а также и во всём прочем. Аллах Всевышний сказал:

{О,посланники! Вкушайте[34] благое и совершайте праведные дела. Поистине, Я знаю о том, что вы делаете!}[35]

3. Защита от опасностей этой жизни

Осмотрительность в этом отношении подразумевает собой профилактику болезней, защиту от инфекции, а также осмот­рительность во всех тех делах человека, которым он не уделя­ет должного внимания. Аллах Всевышний сказал:

{...и не ввергайте себя в погибель собственноручно...}[36]

Таким образом, этот аят запрещает человеку по своей воле и по своему выбору отправляться туда, где он может погибнуть. Разуму это кажется невозможным, но на самом деле вероятность подобного существует, и приводит к этому пренебрежение мерами предосторожности.

Под гибелью здесь подразумеваются все её виды, а не только гибель от жажды и голода или любая иная ситуация, когда человек делает себя лёгкой добычей смерти в той или иной форме независимо от совершённого им греха. Более того, гибель может стать следствием малейшего проявления невнимательности, когда человек приводит себя к гибели по своей воле, например, в тех случаях, когда он подвергает себя риску заразиться какой-нибудь опасной болезнью и не предохраняется от таких болезней или не оценивает реальное положение вещей в случае опасности. Все это имеется в виду, когда говорят, что человек сам себя губит.

Ислам направляет людей к осторожности и поиску того, что может стать лекарством от каждой болезни, а посланник Аллаха, , сказал: مَا أَنْزَلَ اللَّهُ دَاءً إِلاَّ أَنْزَلَ لَهُ دَوَاءً

«Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он обязательно ниспосылает и средство её исцеления»[37].

4. Ответственность родителей за охрану жизни и обеспече­ние развития является тем, что доверено родителям и за что с них спросится, и это понятно, так как возложить все эти обя­занности на самого ребёнка невозможно в силу его неспособ­ности справиться с этой задачей самостоятельно. Ислам возла­гает на родителей обязанность проявления заботы, так как пророк, , сказал:

كُلُّكُمْ رَاعٍ وَمَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، فَالإمَامُ رَاعٍ وَهُوَ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالرَّجُلُ فِي أَهْلِهِ رَاعٍ وَهُوَ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالْمَرْأَةُ فِي بَيْتِ زَوْجِهَا رَاعِيَةٌ وَهِيَ مَسْئُولَةٌ عَنْ رَعِيَّتِهَا ، وَالْخَادِمُ فِي مَالِ سَيِّدِهِ رَاعٍ وَهُوَ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответст­венность за свою паству, и женщина является пастырем для имущества своего мужа и его детей и несёт ответственность за свою паству, и слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству…»

В первые годы своей жизни ребёнок не осознаёт реальной опасности, а поэтому родители обязаны оберегать своего ма­ленького ребёнка или своих маленьких детей от болезней и опасностей, которые угрожают его жизни и его развитию.

Исходя из общей ответственности супругов, оба они долж­ны заниматься всеми делами своего ребёнка, заботиться о нём, обеспечивать его подходящим для него питанием и оберегать его от любых болезней, которые могут причинить ему вред.

К числу опасностей, которым могут подвергаться дети, от­носятся такие болезни, как детский паралич, корь, дифтерия, туберкулёз и прочие губительные для детей недуги, а также сильный понос, приводящий к обезвоживанию организма. Все эти болезни могут оказаться губительными для жизни детей или принести им боль и привести к отчаянию, что заставит страдать и отчаиваться сердца их родителей, так как в резуль­тате этого они могут быть поражены губительной болезнью, или будут умирать медленной смертью, или могут стать инва­лидами.

Ислам предостерегает нас от проявления невнимания по отношению к лечению наших детей и защите их от этих или иных губительных болезней. Ислам побуждает верующего быть сильным, так как пророк, , сказал:

الْمُؤْمِنُ الْقَوِيُّ خَيْرٌ وَأَحَبُّ إِلَى اللَّهِ مِنَ الْمُؤْمِنِ الضَّعِيفِ وَفِي كُلٍّ خَيْرٌ

«Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом (из них) есть бла­го…»

Но если родительские чувства, милосердие и неж­ность по отношению к детям, присущи родителям изначально, то они не нуждаются в наставлениях.

Однако ислам, проявляющий большое внимание к этой за­щите, предостерегает от проявления пренебрежения к ней, желая, чтобы семья и общество наслаждались счастьем, а но­вое поколение росло способным к выполнению своих обязан­ностей, а не несчастным, отчаявшимся и нуждающимся в помо­щи других, ведь Аллах Всевышний, слава Ему, сказал:

{О те, кто уверовал! Защитите себя и свои семьи от огня, топливом для которого (послужат) люди и камни...} [38]

И что может быть более жестоким, чем подталкивание че­ловеком тех, кто для него дороже всего, к гибели, когда они становятся для смерти лёгкой добычей, а Аллах Всевышний сказал:

{...и не ввергайте себя в погибель собственноручно...» [39]

Но столь же важным, как и защита самого себя от гибели, является защита от гибели и огня своей семьи, которая в этой жизни еще более необходима, чем в мире вечном, ведь мир этот является пашней мира вечного. В этом плане защита не сводится лишь к тому, что не только удерживает от ослушания и всевозможных грехов, но и защищает людей от них. Ислам исходит из того, что необходимо поддерживать равновесие между потребностями души, духа и тела, и к этому имеет от­ношение защита от болезней.

Грех человека, который погубит тех, кто находился на его попечении, вопросы, которые в День воскресения будут зада­вать тому, кто должен был заботиться о других, лишение рая того, кто не обращает внимания на необходимость заботы о находящихся у него на попечении, запрет подвергать то, что является для нас самым дорогим, возможности гибели, веле­ние обеспечивать их безопасность, оберегать от опасностей и болезней и беречь их жизни – все это обязывает нас делать им прививки, чтобы их не поразили такие болезни, которые смо­гут погубить или искалечить детей, и стараться обеспечить их здоровье и защиту от вышеупомянутых болезней, ведь госу­дарство делает прививки бесплатно, а родителям остается только защищать своих детей от этих опасностей, но даже если бы это стоило денег, надо помнить, что пророк, , ска­зал:

دِينَارٌ أَنْفَقْتَهُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ، وَدِينَارٌ أَنْفَقْتَهُ فِي رَقَبَةٍ ، وَدِينَارٌ تَصَدَّقْتَ بِهِ عَلَى مِسْكِينٍ ، وَدِينَارٌ أَنْفَقْتَهُ عَلَى أَهْلِكَ ، أَعْظَمُهَا أَجْرًا الَّذِي أَنْفَقْت


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: