У раненых

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра внутренних болезней № 1 с курсом гематологии

Обсуждено на заседании кафедры __________________________

Протокол № __________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения занятия со студентами

5 курса лечебного факультета и ФПСЗС по внутренним болезням

Т Е М А: ЗАБОЛЕВАНИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ

У РАНЕНЫХ

Время 5 часов

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

В последние годы уделяется большое внимание комплексной клинической оценке состояния больных, что ведет к своевременной диагностике и уменьшению сроков лечения. В частности, необходимо принимать во внимание тот факт, что у больных с хирургической травмой, у раненых и обоженных наблюдаются изменения не только в месте повреждения, но и во всех системах организма. Поэтому лечение и реабилитация таких больных должна осуществлять совместными усилиями врачей хирургов и терапевтов.

  1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.

ЦЕЛЬ:

Научить студентов диагностике, дифференциальной диагностике заболеваний внутренних органов у раненых, обожженных и у лиц с другими видами хирургической травмы, оказанию своевременной и комплексной медицинской помощи таким больным.

ЗАДАЧА:

  1. Изучить патогенез поражения внутренних органов у раненых и обоженных.
  2. Обучить студентов диагностике поражений внутренних органов при хирургической травме.
  3. Научить студентов дифференциальной диагностике поражений внутренних органов при ранениях и ожогах.
  4. Научить студентов принципам оказания неотложной помощи и лечения больных с хирургической травмой.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Современные представления о патогенезе поражения внутренних органов у раненых и обожженных.
  2. Клинические, лабораторные признаки поражения внутренних органов у лиц с хирургической травмой.
  3. Принципы оказания медицинской помощи при поражении внутренних органов вследствие ранения или ожога на этапах медицинской эвакуации.
  4. Методику проведения специализированного комплексного лечения заболеваний внутренних органов при хирургической травме, возможности инструментальной диагностики на современном этапе.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. Диагностировать поражение внутренних органов у пострадавших, которые подверглись воздействию огнестрельного оружия или термических факторов.
  2. Определить степень поражения внутренних органов при наличии хирургической травмы.
  3. Дать комплексную оценку общего состояния больного с хирургической травмой.
  4. Определить минимум необходимых обследований при наличии поражения внутренних органов при ранениях и ожогах.
  5. Оказать неотложную помощь больным, подвергшимся действию физических, химических и термических факторов.
  6. Определить очерёдность и срочность медицинской эвакуации.
  7. Назначить лечение больному при поражении внутренних органов вследствие хирургической травмы.

2. Материальное оснащение. Набор учебных таблиц по теме, ситуационные задачи, тестовый контроль.

3. Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Методика физикального обследования больного.

2.Понятие ударной волны.

3. Лечебные мероприятия при шоке.

4. Лечебные мероприятия при острой дыхательной недостаточности.

5.Лечебные мероприятия при кровотечениях.

6.Охарактеризуйте факторы, вызывающие образование ударной волны.

7.От чего зависит тяжесть поражений, вызываемых ударной волной?

8.Дайте классификацию ожогов по степени и площади поражения.

9.Какие средства применяются для дезинтоксикационной и регидратационной терапии.

10.Охарактеризуйте основные плазмозамещающие растворы.

11.Какие группы антибиотиков вы знаете?

4. Контрольные вопросы по теме занятия:

1.Заболевания внутренних органов у раненых и контуженных при огнестрельной травме. Клинические формы патологии сердца, легких, почек, органов брюшной полости при огнестрельной травме. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

2. Заболевания внутренних органов у раненых и контуженных при минно-взрывной травме. Синдром длительного сдавления. Клиника, диагностика, лечение.

3. Висцеральная патология при ожоговой болезни. Классификация ожоговой болезни. Патогенез. Характеристика общих синдромов. Неотложная помощь при ожоговом шоке.

4. Заболевания от воздействия на организм высоких температур.

5. Патологические состояния, связанные с воздействием на организм низких температур.

5.Практическая часть занятия:

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

1. Методика физикального обследования больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультатия).

2. Сортировка больных на этапах медицинской эвакуации.

3. Основные реанимационные мероприятия: закрытый массаж сердца, искусственная вентиляция лёгких.

4. Неотложная помощь при состояниях, угрожающих жизни больного: острая дыхательная недостаточность, пневмоторакс, астматический статус, тромбоэмболия лёгочной артерии, острый инфаркт миокарда, кардиогенный шок, острая левожелудочковая недостаточность, нарушения ритма сердца, гипертонический криз, почечная, печёночная колика, анафилактический шок, комы при сахарном диабете, лёгочное, желудочно-кишечное кровотечение.

6. Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Дайте характеристику основным патологическим процессам, возникающим при

ранениях во внутренних органах.

2. Какие патогенетические механизмы приводят к развитию заболеваний при

травматических повреждениях?

3. Каковы особенности поражения сердечно-сосудистой системы у раненых?

4. В какие сроки развиваются поражения дыхательной системы при травмах, и какова клиническая характеристика этих изменений?

5. Охарактеризуйте поражения почек при травматических повреждениях у раненых.

6. В чём состоят нарушения в системе пищеварения при травматических повреждениях?

7. Какие гематологические сдвиги нередки при повреждениях и травмах?

8. Какие способы профилактики и лечение заболеваний внутренних органов при ранениях и травмах вы знаете?

9. В чём суть изменений во внутренних органах при воздействии ударной волны?

10. Охарактеризуйте основные клинические проявления воздействия ударной волны.

11. Составьте план диагностических и лечебных мероприятий при воздействии

ударной волны.

12. Что такое синдром длительного раздавливания?

13. Охарактеризуйте основные патогенетические моменты в развитии синдрома длительного раздавливания.

14. Какие периоды выделяют в клинике синдрома длительного раздавливания?

15. Какие лечебные мероприятия являются необходимыми при развитии синдрома длительного раздавливания?

16. Дайте характеристику понятию ожоговой болезни.

17. Почему необходимо выделение периодов течения ожоговой болезни?

18. Каков патогенез ожоговой болезни?

19. Какие изменения во внутренних органах происходят при ожоговой болезни и как это проявляется клинически?

20. В чём суть лечебных мероприятий при развитии ожоговой болезни?

21. Какие изменения происходят в организме при остром перегревании и какие лечебные мероприятия необходимы при этом?

22. В чём суть изменений в организме при переохлаждении и какие методы лечения применяются?

Вспомогательные материалы: Наборы ситуационных задач, таблицы, тестовый контроль.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

Диагностика и лечение заболеваний у раненых могут быть эффективными только при совместной работе хирурга и терапевта. Это предполагает необходимость продуманной системы организации терапевтической помощи раненым.

Такая система должна включать профилактику, распознавание и лечение висцеральной патологии, а также экспертизу последствий перенесенных заболеваний.

В число функциональных обязанностей терапевта хирургического госпиталя входят:

1. Участие в сортировке пострадавших по объему терапевтической помощи;

2. Участие в проведении противошоковой и дезинтоксикационной терапии;

3. Прогнозирование, профилактика и распознавание висцеральных осложнений;

4. Участие в проведении интенсивной терапии при развитии у раненых и обожженных острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности;

5. Лечение осложнений;

6. Контроль за организацией госпитального питания, физиотерапией и лечебной гимнастикой;

7. Участие в определении показаний и противопоказаний к операциям;

8. Участие в военно-врачебной экспертизе;

9. Участие в организации реабилитационных мероприятий.

Трудности диагностики связаны с тремя группами причин: первая состоит в изменении клинических проявлений и течения заболеваний на фоне шока и других реакций. Клиническая картина патологии внутренних органов у этого контингента больных бедна симптомами. Нужен определенный опыт, чтобы разобраться в этих особенностях.

Вторая группа причин связана со сложностью или невозможностью обследования многими методами пострадавших из-за тяжести их состояния. Возрастают требования к анамнезу, приходится прибегать к необычным методам физикального и инструментального исследования (аускультация через повязку, наложение электродов ЭКГ в нетипичных местах и т.д.).

Третья группа причин связана с неиспользованием имеющихся диагностических возможностей вследствие недостаточной профессиональной подготовленности терапевтов, работающих с ранеными.

Лечение осложнений в целом строится на общетерапевтической основе. Своеобразие лечебной тактики терапевта в отношении раненых состоит:

-В необходимости учета хирургических задач лечения;

-В устранении влияния общих синдромов, обусловленных травмой;

-В учете особенностей течения висцеральных осложнений, применительно конкретно к каждому случаю травмы.

Со 2-3 недели после ранения следует планомерно проводить меры реабилитации раненых, в том числе с заболеваниями внутренних органов. Эта работа займет особенно большое место в деятельности терапевтов ВПГЛР, на долю которых придется завершающий этап активного восстановительного лечения. Его основу составляют методы ЛФК, трудотерапии, физиотерапии. Терапевты должны определять объем и темп нарастания физической нагрузки, оценивать и контролировать ее переносимость, вносить необходимые коррективы в проводимые программы реабилитации раненых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: