Федеральное агенство по образованию
Гоу впо Кубанский государственный технологический университет
(КубГТУ)
Кафедра технологии жиров, косметики и экспертизы товаров
Средства товарной информации
Конспект лекций по изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения специальности 080401 – Товароведение и экспертиза товаров
Краснодар 2006
Классификация средств товарной экспертизы
Все средства, применяемые экспертами при проведении экспертизы, в зависимости от назначения подразделяются на две группы: средства информации о товарах и материально-технические средства.
Важное место принадлежит группе средств информации о товарах. Это объясняется тем, что эксперт, хотя и обладает обобщенной информацией о товарах, должен перед началом и в ходе экспертизы получить информацию о конкретном товаре. Конечный результат товарной экспертизы во многом зависит от того, насколько правильно выбраны и эффективно использованы средства информации о товаре. Эксперт должен знать эти средства и уметь выбрать из них необходимые и достаточные для принятия решения с учетом конкретных ситуаций. В зависимости от носителя средства товарной информации подразделяются на следующие виды: документы, маркировки, литература. Любая товарная экспертиза начинается с изучения и анализа документов, содержащих общую и конкретную информацию о товарах. При документальной экспертизе этот вид средств информации одновременно выступает и в качестве объекта.
Материально-технические средства предназначены для создания условий наиболее эффективной организации труда эксперта и подразделяются на материально-техническую базу, средства измерений и обнаружения, оргтехнику. Из них непосредственное влияние на конечные результаты экспертизы оказывают лишь средства измерений, которые должны использоваться в соответствии с установленными нормами и правилами. Эти нормы зачастую определяют выбор необходимых средств измерений.
Материально-техническая база: помещения, оборудование, погрузочно-разгрузочные средства, упаковка и т.п., а также оргтехника -счетно-вычислительная техника, канцелярские принадлежности, средства связи, хотя чаще всего эксперт при проведении экспертизы не может без них обойтись.
Виды и формы товарной информации
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Товарная информация (ТИ) – сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.
К субъектам коммерческой деятельности относятся изготовители товаров, продавцы
В зависимости от назначения товарная информация подразделяется на три вида: основополагающая, коммерческая, потребительская.
Основополагающая товарная информация – это основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. Относят: вид и наименование товаров, его сорт. масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
Коммерческая товарная информация – это сведения о товаре, дополняющее основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП (Общероссийскому классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции) и другие условные обозначения, расшифровка которых малодоступна потребителю. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.
Потребительская товарная информация – это сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от применения конкретного товара и адресованные потребителям. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями. Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяются многообразные формы товарной информации: словесная; цифровая; изобразительная; символическая; штриховая. Указанные формы отличаются как преимуществами, так и недостатками.
правовые основы информационного обеспечения потребителей
Документ (документированная информация) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Правовую основу информационного обеспечения потребителей составляют следующие законы: «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров», «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе».
Основные требования к товарной информации: достоверность, доступность достаточность (Три Д).