Штриховой код (ШК) — знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
ШК наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются.
ШК в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций. Дополнительные функции ШК: автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств; автоматизированные учет и контроль товарных запасов; оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров (производительность труда по обеспечению товародвижения повышается на 30%, в некоторых случаях — до 80%); повышение скорости и культуры обслуживания покупателей; информационное обеспечение маркетинговых исследований.
В 1977 г. по инициативе двенадцати европейских государств была создана Европейская ассоциация товарной нумерации — EAN. На основе американского стандарта UPC разработан новый европейский стандарт товарной нумерации и символьной маркировки.
После вступления в EAN неевропейских государств система получила международный статус и широко используется в настоящее время во всем мире. Ее применение координирует Международная ассоциация EAN.
Система EAN является универсальной и может быть применена практически к любому виду товара и использована в любой точке цепи «производитель — оптовое предприятие — предприятие розничной торговли». В рамках системы EAN разработан и активно используется во многих странах мира стандарт электронного обмена данными (EANCOM). Хотя система EAN была разработана на основе системы UPC и при ее создании предусматривалось выполнение требования совместимости с системой UPC, в силу технических причин достигнуть полной совместимости этих систем не удалось.
Применение ШК совместно с ЭВМ обеспечивает оптимизацию следующих процессов:
· изготовителям — учет количества произведенной продукции, ее сортировку и раздельное складирование разных видов, наименований, сортов, учет товарных запасов, формирование заказов путем подборки необходимых товаров в нужном количестве и отправку в торговлю;
· оптовым посредникам — приемку товаров по количеству и ассортименту, учет и контроль товарных запасов на складе, отгрузку в розничную торговлю;
· транспортным организациям — приемку-сдачу товаров;
· розничным продавцам — приемку товаров по количеству и ассортименту, размещение на складе, учет и контроль товарных запасов в магазине: на складе и в торговых залах, контроль за сохранностью товаров, обеспечение ритмичного пополнения запаса товаров по мере их реализации.
Принцип ШК — кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на ЭВМ.
ШК — одно из наиболее распространенных средств автоматической идентификации (АИ). К другим средствам АИ относятся цифровая, магнитная, радиочастотная, звуковая и визуальная идентификации (магнитная карточка, радиочастотная бирка и т. п.). Широкое распространение ШК объясняется их преимуществами перед другими средствами АИ.
ШК делятся на два вида: европейский — EAN и американский — UPC. Среди нескольких десятков схем кодирования (или символов), принятых к употреблению международными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN/UPC наиболее распространенные.
Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13 и EAN-14 (только для транспортной тары).
ХХХ | ХХХХХ | ХХХХ | Х |
Код страны происхождения товара | Код фирмы-производителя товара | Код товара (номер артикула) | Контрольный знак |
Международная структура кодового слова у кода EAN –13
ХХ | ХХХ | ХХ | Х |
Код страны происхождения товара | Код фирмы-производителя товара | Код товара (номер артикула) | Контрольный знак |
Международная структура кодового слова кода ЕАN-8
Каждой стране Ассоциации EAN централизованно выдаются диапазоны кодов. Коды чаще всего двузначные (Франция — 30-37, США и Канада — 00-09, Япония — 45-49), но могут быть и трехзначные (Россия — 460-469) за счет уменьшения кода изготовителя на один знак.
Первые две-три цифры, называемые обычно «флагом», обозначают страну происхождения товара. Необходимо помнить, что «флаг» кода закреплен за страной-производителем товара, но может обозначать:
· страну регистрации дочернего предприятия-изготовителя;
· страну- партнера, если предприятие совместное;
· страну, куда поставляется большая часть продукции.
Код изготовителя (следующие 3—5 цифр) присваивает централизованно национальный орган страны конкретной организации-изготовителю. В России код изготовителю присваивает Ассоциация ЮНИСКАН, которая представляет интересы своих членов в EAN.
ЮНИСКАН выдает регистрационные номера-коды предприятиям, причем предпринимателям не только российским или из других стран СНГ, а из любой страны. Она ведет также банк данных, о зарегистрированных у нее ШК, разрабатывает и распространяет методики по использованию кодов EAN.
Следующие 3-5 цифр кодов EAN-8 и EAN-13, содержащие информацию о товаре, присваиваются организацией-изготовителем или продавцом самостоятельно в виде регистрационного номера в пределах своего предприятия. В этих цифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации сведения о товаре: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и другие данные. Любые изменения, вносимые в товар и влияющие на его идентификацию, требуют перекодирования ШК.
Коды EAN-8 и EAN-13 используют не только изготовители, но и продавцы для внутрифирменной маркировки. Особенностью такого кодирования является то, что считывание этих кодов осуществляется только при товародвижении внутри организации. В этом случае коды EAN-8 начинаются с нуля, а EAN-13 — с двойки.
В коде EAN-14 цифры с 9 по 13 дают информацию об упаковке товаров.
Последний код (8, 13 или 14) — контрольное число, предназначенное для считывания штрихового кода сканером по алгоритму EAN. Контрольное число находят путем определенной последовательности арифметических действий.
В том случае, если маркируются товары, габаритные размеры которых не позволяют разместить штриховую версию ЕАN-13, можно воспользоваться версией ЕАN-8.
ШК представляет собой чередование темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. За единицу ширины принимается модуль — самый узкий штрих или пробел (ширина — 0,33 мм). Каждая цифра кодируется семью модулями, которые сгруппированы в два штриха и два пробела.
Информацию о коде несут также ширина штрихов, пробелов и их сочетание. Номинальный размер символа EAN-13 от первого до последнего штриха — 31,35 мм. Вокруг кода должно быть пустое пространство, так что номинальная ширина составляет 37,29 мм. Погрешность при печати не должна превышать 0,101 мм.
Структура ШК и закодированная в них информация носит коммерческий характер и малодоступна потребителю.
Широкое распространение ШК привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, сами ШК стали объектом фальсификации.
Признаки ШК, позволяющие отличить подлинные ШК от фальсифицированных:
· размеры ШК (минимально допустимые —21,0 х 30,0 мм, максимально допустимые — 52,5 х 74,6 мм;
· цветовое исполнение отдельных элементов ШК: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым;
· цвет пробелов, совпадающий по цвету с фоном, — белым, допускаются желтый, оранжевый, светло-коричневый; не допускается применение любых оттенков красного цветов для штрихов, так как они не считываются сканером;
· место нанесения ШК: на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев; допускается нанесение на боковую стенку упаковки, на этикетку в нижнем правом углу; на мягких упаковках выбирают место, где штрихи будут параллельны дну упаковки;
· ШК не должен размещаться там, где уже есть другие элементы маркировки (текст, рисунки, перфорация);
· нанесение на упаковку только одного ШК EAN или UPC; нанесение двух ШК — EAN и UPC — допускается, если товаропроизводитель произвел их регистрацию в двух ассоциациях, тогда ШК EAN и ШК UPC наносят на противоположные концы упаковки.
Существуют два принципиально разных варианта нанесения ШК на товар или его упаковку: полиграфическим способом и в виде самоклеющихся этикеток, ярлыков и т. д.
Для считывания ШК применяют: стационарные и портативные лазерные сканеры, позволяющие считывать ШК на различных расстояниях от товара — от 60 см до 5—6 м; кассовые сканеры, оснащенные системами считывания ШК; оптические контактные считыватели в виде ручек, карандашей, лазерных пистолетов и др.
Штриховой код EAN не классифицирует товар, а идентифицируетего так, что любой другой товар, продающийся на международном рынке, не может иметь такого же кода.
Применение системы штрихового кодирования позволяет отказаться от многочисленных бумажных документов, отражающих информацию: npoизводство продукции, ее технические характеристики, сбор заказов покупателе учет поступления товара, его комплектование в соответствии с запросами покупателей, учет и контроль сбыта товара, контроль товара на складе магазина.
Нанесение штрихового кода не увеличивает ни время затрачиваемое на производство товара, ни его стоимость.
Маркировка товаров за рубежом
В международной практике разработан ряд документов, устанавливающих требования к маркировке потребительских товаров, а также взаимоотношения между поставщиком и получателем в части маркировки товара.
В обязанности продавца входят проверка, упаковка и маркировка товаров. При этом указывается, что продавец обязан надлежащим образом осуществить маркировку товара.
Особое внимание уделяется маркировке пищевых продуктов в западно-европейских странах. Разработана и применяется на практике Директива Совета ЕЭС "О маркировке и оформлении пищевых продуктов». Область ее применения ограничена только пищевыми продуктами, предназначенными для продажи конечному потребителю.
Целью Директивы является установление правил этикетирования пищевых продуктов для информирования и защиты потребителей.
В Директиве предусматривается, что используемые методы этикетирования не должны:
вводить покупателя в заблуждение относительно степени доброкачественности продукта, в частности его потребительских свойств, ассортиментной принадлежности, состава, срока годности, происхождения, способа производства;
информировать потребителя о свойствах, которыми этот продукт не обладает, в том числе о специфических свойствах, которыми обладают товары-аналоги;
противоречить положениям, относящимся к пищевым продуктам, их переработке и консервированию, в области обеспечения защиты здоровья человека.
Запреты и ограничения налагаются также на использование информации или на продукцию, которая может иметь медицинские противопоказания.
Статья 3 Директивы устанавливает обязательные информационные данные, которые должны присутствовать на этикетке пищевых продуктов. К ним относятся: название, под которым продается продукт; перечень компонентов; для расфасованных продуктов — их количество; дата минимального срока годности; любые специальные условия хранения или использования; наименование или адрес изготовителя, упаковщика или продавца; конкретная информация о месте происхождения пищевых продуктов в тех случаях, когда отсутствие ее может ввести в заблуждение потребителя в отношении качества продуктов; инструкция по использованию пищевых продуктов, если без них невозможно их правильно использовать.