Штриховое кодирование

Штриховой код (ШК) знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

ШК наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров ти­пографским способом или с помощью этикетки или ярлы­ка, которые приклеиваются.

ШК в отличие от многих информационных знаков выпол­няет не только общие функции информационного и иденти­фицирующего характера, но и ряд дополнительных функций. Дополнительные функции ШК: автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств; автоматизированные учет и контроль товарных запасов; оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров (производительность труда по обеспечению товародвиже­ния повышается на 30%, в некоторых случаях — до 80%); повышение скорости и культуры обслуживания поку­пателей; информационное обеспечение маркетинговых исследо­ваний.

В 1977 г. по инициативе двенадцати европейских госу­дарств была создана Европейская ассоциация товарной ну­мерации — EAN. На основе американского стандарта UPC раз­работан новый европейский стандарт товарной нумерации и символьной маркировки.

После вступления в EAN неевропейских государств сис­тема получила международный статус и широко исполь­зуется в настоящее время во всем мире. Ее применение координирует Международная ассоциация EAN.

Система EAN является универсальной и может быть применена практически к любому виду товара и использо­вана в любой точке цепи «производитель — оптовое пред­приятие — предприятие розничной торговли». В рамках системы EAN разработан и активно используется во мно­гих странах мира стандарт электронного обмена данными (EANCOM). Хотя система EAN была разработана на основе системы UPC и при ее создании предусматривалось вы­полнение требования совместимости с системой UPC, в силу технических причин достигнуть полной совместимости этих систем не удалось.

Применение ШК совместно с ЭВМ обеспечивает опти­мизацию следующих процессов:

· изготовителям — учет количества произведенной про­дукции, ее сортировку и раздельное складирование раз­ных видов, наименований, сортов, учет товарных запасов, формирование заказов путем подборки необходимых това­ров в нужном количестве и отправку в торговлю;

· оптовым посредникам — приемку товаров по количе­ству и ассортименту, учет и контроль товарных запасов на складе, отгрузку в розничную торговлю;

· транспортным организациям — приемку-сдачу товаров;

· розничным продавцам — приемку товаров по коли­честву и ассортименту, размещение на складе, учет и контроль товарных запасов в магазине: на складе и в тор­говых залах, контроль за сохранностью товаров, обеспечение ритмичного пополнения запаса товаров по мере их реализации.

Принцип ШК — кодирование алфавитно-цифровых зна­ков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на ЭВМ.

ШК — одно из наиболее распространенных средств авто­матической идентификации (АИ). К другим средствам АИ относятся цифровая, магнитная, радиочастотная, звуковая и визуальная идентификации (магнитная карточка, радио­частотная бирка и т. п.). Широкое распространение ШК объясняется их преимуществами перед другими средства­ми АИ.

ШК делятся на два вида: евро­пейский — EAN и американский — UPC. Среди несколь­ких десятков схем кодирования (или символов), принятых к употреблению международными организациями и имею­щих собственное наименование, коды EAN/UPC наиболее распространенные.

Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13 и EAN-14 (только для транспортной тары).

ХХХ ХХХХХ ХХХХ Х
Код страны происхождения товара Код фирмы-производителя товара Код товара (номер артикула) Контрольный знак

Международная структура кодового слова у кода EAN –13

ХХ ХХХ ХХ Х
Код страны происхождения товара Код фирмы-производителя товара Код товара (номер артикула) Контрольный знак

Международная структура кодового слова кода ЕАN-8

Каждой стране Ассоциации EAN централизованно вы­даются диапазоны кодов. Коды чаще всего двузначные (Фран­ция — 30-37, США и Канада — 00-09, Япония — 45-49), но могут быть и трехзначные (Россия — 460-469) за счет уменьшения кода изготовителя на один знак.

Первые две-три цифры, называемые обычно «фла­гом», обозначают страну происхождения товара. Необходимо помнить, что «флаг» кода закреплен за страной-производителем товара, но может обозначать:

· страну регистрации дочернего предприятия-изготовителя;

· страну- партнера, если предприятие совместное;

· страну, куда поставляется большая часть продукции.

Код изготовителя (следующие 3—5 цифр) присваивает централизованно национальный орган страны конкретной организации-изготовителю. В России код изготовителю при­сваивает Ассоциация ЮНИСКАН, которая представляет интересы своих членов в EAN.

ЮНИСКАН выдает регистрационные номера-коды пред­приятиям, причем предпринимателям не только россий­ским или из других стран СНГ, а из любой страны. Она ведет также банк данных, о зарегистрированных у нее ШК, разрабатывает и распространяет методики по использова­нию кодов EAN.

Следующие 3-5 цифр кодов EAN-8 и EAN-13, содержа­щие информацию о товаре, присваиваются организацией-изготовителем или продавцом самостоятельно в виде ре­гистрационного номера в пределах своего предприятия. В этих цифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации сведения о товаре: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и другие данные. Любые изменения, вносимые в товар и влияющие на его иденти­фикацию, требуют перекодирования ШК.

Коды EAN-8 и EAN-13 используют не только изготови­тели, но и продавцы для внутрифирменной маркировки. Особенностью такого кодирования является то, что считы­вание этих кодов осуществляется только при товародви­жении внутри организации. В этом случае коды EAN-8 на­чинаются с нуля, а EAN-13 — с двойки.

В коде EAN-14 цифры с 9 по 13 дают информацию об упаковке товаров.

Последний код (8, 13 или 14) — контрольное число, пред­назначенное для считывания штрихового кода сканером по алгоритму EAN. Контрольное число находят путем опре­деленной последовательности арифметических действий.

В том случае, если маркируются товары, габарит­ные размеры которых не позволяют разместить штри­ховую версию ЕАN-13, можно воспользоваться вер­сией ЕАN-8.

ШК представляет собой чередование темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. За единицу ширины принимается модуль — самый узкий штрих или пробел (ширина — 0,33 мм). Каждая цифра кодируется семью модулями, которые сгруппированы в два штриха и два пробела.

Информацию о коде несут также ширина штрихов, про­белов и их сочетание. Номи­нальный размер символа EAN-13 от первого до последнего штриха — 31,35 мм. Вокруг кода должно быть пустое про­странство, так что номинальная ширина составляет 37,29 мм. Погрешность при печати не должна превышать 0,101 мм.

Структура ШК и закодирован­ная в них информация носит коммерческий характер и мало­доступна потребителю.

Широкое распространение ШК привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, сами ШК стали объек­том фальсификации.

Признаки ШК, позволяющие отличить подлин­ные ШК от фальсифицированных:

· размеры ШК (минимально допустимые —21,0 х 30,0 мм, максимально допустимые — 52,5 х 74,6 мм;

· цветовое исполнение отдельных элементов ШК: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым;

· цвет пробелов, совпадающий по цвету с фоном, — белым, допускаются желтый, оранжевый, свет­ло-коричневый; не допускается применение любых оттен­ков красного цветов для штрихов, так как они не считываются сканером;

· место нанесения ШК: на заднюю стенку упаковки в пра­вом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев; допускается нанесение на боковую стенку упаковки, на эти­кетку в нижнем правом углу; на мягких упаковках выбира­ют место, где штрихи будут параллельны дну упаковки;

· ШК не должен размещаться там, где уже есть другие элементы маркировки (текст, рисунки, перфорация);

· нанесение на упаковку только одного ШК EAN или UPC; нанесение двух ШК — EAN и UPC — допускается, если товаропроизводитель произвел их регистрацию в двух ас­социациях, тогда ШК EAN и ШК UPC наносят на противо­положные концы упаковки.

Существуют два принципиально разных варианта нанесения ШК на товар или его упаковку: полиграфическим способом и в виде самоклеющихся этикеток, ярлыков и т. д.

Для считывания ШК применяют: стационарные и пор­тативные лазерные сканеры, позволяющие считывать ШК на различных расстояниях от товара — от 60 см до 5—6 м; кассовые сканеры, оснащенные системами считывания ШК; оптические контактные считыватели в виде ручек, каран­дашей, лазерных пистолетов и др.

Штриховой код EAN не классифицирует товар, а идентифицируетего так, что любой другой товар, продающийся на международном рынке, не может иметь такого же кода.

Применение системы штрихового кодирования позволяет отказаться от многочисленных бумажных документов, отражающих информацию: npoизводство продукции, ее технические характеристики, сбор заказов покупателе учет поступления товара, его комплектование в соответствии с запросами покупателей, учет и контроль сбыта товара, контроль товара на складе магазина.

Нанесение штрихового кода не увеличивает ни время затрачиваемое на произ­водство товара, ни его стоимость.

Маркировка товаров за рубежом

В международной практике разработан ряд документов, уста­навливающих требования к маркировке потребительских товаров, а также взаимоотношения между поставщиком и получателем в части маркировки товара.

В обязанности продавца входят проверка, упаковка и маркировка то­варов. При этом указывается, что продавец обязан надлежащим об­разом осуществить маркировку товара.

Особое внимание уделяется маркировке пищевых продуктов в западно-европейских странах. Разработана и применяется на прак­тике Директива Совета ЕЭС "О маркировке и оформлении пище­вых продуктов». Область ее применения ограни­чена только пищевыми продуктами, предназначенными для прода­жи конечному потребителю.

Целью Директивы является установление правил этикетирования пищевых продуктов для информирования и защиты потребителей.

В Директиве предусматривается, что используемые методы эти­кетирования не должны:

вводить покупателя в заблуждение относительно степени доброкачественности продукта, в частности его потребительских свойств, ассортиментной принадлежности, состава, срока годности, происхождения, способа производства;

информировать потребителя о свойствах, которыми этот про­дукт не обладает, в том числе о специфических свойствах, которы­ми обладают товары-аналоги;

противоречить положениям, относящимся к пищевым продук­там, их переработке и консервированию, в области обеспечения за­щиты здоровья человека.

Запреты и ограничения налагаются также на использование ин­формации или на продукцию, которая может иметь медицинские противопоказания.

Статья 3 Директивы устанавливает обязательные информацион­ные данные, которые должны присутствовать на этикетке пищевых продуктов. К ним относятся: название, под которым продается про­дукт; перечень компонентов; для расфасованных продуктов — их количество; дата минимального срока годности; любые специаль­ные условия хранения или использования; наименование или адрес изготовителя, упаковщика или продавца; конкретная информация о месте происхождения пищевых продуктов в тех случаях, когда от­сутствие ее может ввести в заблуждение потребителя в отношении качества продуктов; инструкция по использованию пищевых про­дуктов, если без них невозможно их правильно использовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: