(для студентов заочной формы обучения).
Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения является основной. Только две темы из всей дисциплины они повторяют в ходе практического и лабораторного занятий под контролем преподавателя, все остальные – готовят самостоятельно. По всем разделам дисциплины планируются лекционные занятия, цель которых - сориентировать студентов заочной формы обучения на самостоятельное изучение блоков информации. Поэтому лекции носят обзорный характер и составляют «канву» самостоятельного изучения дисциплины. Имеется ряд тем, которые студенты готовят самостоятельно с опорой на те блоки информации, которые они уже знают из смежных с психолого-педагогической диагностикой дисциплин.
1. Понятийно-терминологический аппарат науки.
2. Связь психолого-педагогической науки с другими науками.
3. Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.
4. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний (другие состояния - на выбор студента).
5. Отношение к умственно отсталым лицам в истории становления человеческой цивилизации.
6. Становление психодиагностики умственного развития в зарубежных странах.
7. Становление психодиагностики умственного развития в России.
8. Неоднозначность определения понятия и термина «умственная отсталость». Анализ подходов к систематике умственной отсталости на современном этапе развития науки.
9. Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК): цели, задачи, содержание работы. Роль в выявлении умственно отсталых детей и комплектовании для них специальных учреждений в России.
10. Психолого-медико-педагогическая комиссия в составе ПМПК (консультации): цель, задачи, содержание работы. Функционал олигофренопедагога в работе комиссии.
11. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк): цель, задачи, содержание работы. Функционал олигофренопедагога в работе консилиума.
12. Психодиагностический инструментарий по выявлению умственной отсталости в детском возрасте.
13. Учреждения для умственно отсталых детей в системе специального образования.
14. Проблема ранней диагностики отклонений в развитии детей. Возможности раннего выявления умственной отсталости в детском возрасте.
15. Основные показатели нервно-психического развития детей в периоды: новорожденности, младенчества, раннего детства. Первые признаки неблагополучия в развитии детей.
16. Обзор методов и методик ранней диагностики отклонений в развитии детей. Работа олигофренопедагога с родителями детей младенческого и раннего возраста.
17. Содержание принципов отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения.
18. Организация работы по комплектованию дошкольных учреждений для умственно отсталых детей.
19. Диагностика готовности к школьному обучению умственно отсталых детей.
20. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого ребёнка дошкольного возраста.
21. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника с лёгкой умственной отсталостью.
22. Организация работы по комплектованию специальных учреждений для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.
23. Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной умственной отсталостью.
24. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжёлой умственной отсталостью.
25. Психолого-педагогическая характеристика детей с глубокой умственной отсталостью.
26. Психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых детей. Функционал олигофренопедагога в оказании помощи умственно отсталым детям и их родителям.
27. Анализ документов (Типовых положений, инструкций, проектов и др.), обслуживающих психологическую службу образования и практику комплектования специальных учреждений для умственно отсталых детей.
28. Психодиагностическая процедура. Морально-этические нормы проведения психодиагностических процедур.