Оценка результатов педагогической практики и предложения практиканта по совершенствованию содержания и организации практики. Самооценка профессиональных умений преподавателя включает следующие компоненты и критерии их сформированности:
1. Организаторские умения:
– оперативно решать педагогические задачи в конкретных ситуациях;
– точно формулировать цель деятельности;
– выделять этапы конкретного вида деятельности;
– увлекать учащуюся молодежь предстоящей деятельностью;
– определять возможности участников деятельности и организовывать их работу;
– правильно ориентироваться в непредвиденной обстановке или критической ситуации;
– выбирать наиболее целесообразные методы и приемы достижения цели;
– добиваться осуществления намеченной цели, подчиняя ей все имеющиеся в распоряжении средства;
– поощрять соразмерно проделанной работе.
2. Коммуникативные умения:
– продуктивно организовывать и осуществлять педагогическое общение;
– соблюдать основные правила этики общения;
|
|
– относиться с вниманием и пониманием к каждому учащемуся;
– определять настроение воспитанников по косвенным показателям;
– быть гибким, перестраивать свое поведение и характер общения в интересах дела;
– ориентироваться в различных ситуациях общения;
– создавать в учебном коллективе обстановку взаимной заботы и уважения;
– устанавливать контакты с коллегами;
– следить за культурой устной и письменной речи;
– следить за своей внешностью с учетом реальной обстановки общения (школа, деловая встреча, театр, вечер отдыха, турпоход и т. д.).
3. Дидактические умения:
– проводить учебные занятия на высоком научно-методической уровне;
– организовывать продуктивную деятельность учащихся на занятиях;
– научно, доступно и интересно излагать учебный материал;
– прививать обучаемым интерес к знаниям;
– находить и использовать наиболее ценное в опыте коллег-педагогов;
– анализировать результативность своей профессионально-педагогической деятельности;
– определять эффективность учебной, воспитательной и культурно-творческой работы с коллективом.
4. Конструктивно-творческие умения:
– правильно определять содержание, формы и методы воспитательного воздействия;
– компетентно осуществлять планирование учебной, воспитательной и культурно-творческой работы с коллективом и отдельными учащимися;
– творчески подходить к педагогическому процессу;
– использовать сильные стороны своей личности в учебно-воспитательных целях;
– непременно добиваться успеха в педагогической деятельности.
|
|
5. Прогностические умения:
– предвидеть результаты планируемых педагогических воздействий;
– помогать учащимся разрабатывать программу самовоспитания;
– самостоятельно разрабатывать критерии определения уровня воспитанности учащихся и развития учебного коллектива;
– вовремя подсказывать учащимся виды деятельности, актуальные для развития тех или иных качеств их личности;
– предвидеть познавательные затруднения обучаемых;
– ставить новые цели и задачи предстоящей деятельности.