Тема 5.2. Комплексный самоанализ педагогической практики студента: компоненты и критерии

Оценка результатов педагогической практики и предложе­ния практиканта по совершенствованию содержания и орга­низации практики. Самооценка профессиональных умений пре­подавателя включает следующие компоненты и критерии их сформированности:

1. Организаторские умения:

– оперативно решать педагогические задачи в конкретных ситуациях;

– точно формулировать цель деятельности;

– выделять этапы конкретного вида деятельности;

– увлекать учащуюся молодежь предстоящей деятель­ностью;

– определять возможности участников деятельности и орга­низовывать их работу;

– правильно ориентироваться в непредвиденной обстановке или критической ситуации;

– выбирать наиболее целесообразные методы и приемы до­стижения цели;

– добиваться осуществления намеченной цели, подчиняя ей все имеющиеся в распоряжении средства;

– поощрять соразмерно проделанной работе.

2. Коммуникативные умения:

– продуктивно организовывать и осуществлять педагогичес­кое общение;

– соблюдать основные правила этики общения;

– относиться с вниманием и пониманием к каждому уча­щемуся;

– определять настроение воспитанников по косвенным пока­зателям;

– быть гибким, перестраивать свое поведение и характер об­щения в интересах дела;

– ориентироваться в различных ситуациях общения;

– создавать в учебном коллективе обстановку взаимной за­бо­ты и уважения;

– устанавливать контакты с коллегами;

– следить за культурой устной и письменной речи;

– следить за своей внешностью с учетом реальной обстанов­ки общения (школа, деловая встреча, театр, вечер отдыха, турпоход и т. д.).

3. Дидактические умения:

– проводить учебные занятия на высоком научно-мето­ди­ческой уровне;

– организовывать продуктивную деятельность учащихся на за­нятиях;

– научно, доступно и интересно излагать учебный материал;

– прививать обучаемым интерес к знаниям;

– находить и использовать наиболее ценное в опыте коллег-педагогов;

– анализировать результативность своей профессионально-педагогической деятельности;

– определять эффективность учебной, воспитательной и культурно-творческой работы с коллективом.

4. Конструктивно-творческие умения:

– правильно определять содержание, формы и методы вос­пи­тательного воздействия;

– компетентно осуществлять планирование учебной, воспи­та­тельной и культурно-творческой работы с коллективом и отдельными учащимися;

– творчески подходить к педагогическому процессу;

– использовать сильные стороны своей личности в учебно-воспитательных целях;

– непременно добиваться успеха в педагогической деятель­ности.

5. Прогностические умения:

– предвидеть результаты планируемых педагогических воз­дей­ствий;

– помогать учащимся разрабатывать программу самовоспи­тания;

– самостоятельно разрабатывать критерии определения уров­ня воспитанности учащихся и развития учебного коллектива;

– вовремя подсказывать учащимся виды деятельности, акту­альные для развития тех или иных качеств их личности;

– предвидеть познавательные затруднения обучаемых;

– ставить новые цели и задачи предстоящей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: