Требования к личности консультанта, модель эффективного консультанта.
«Я как инструмент»
Уровень развития личности является главным для консультанта.
Мотивация выбора профессии консультанта:
1. дефицит помощи в раннем детстве – компенсаторное стремление помогать людям
2. собственная травматизация
Характеристика личности консультанта:
Должен быть открытым, тёплым, внимательным, гибким, терпимым.
Были выделены свойства личности для профотбора:
Национальная ассоциация США
- глубокий интерес к людям и терпение в общении с ними (интерес к людям как таковым)
- чувствительность к установкам и поведению других людей
- эмоциональная стабильность и объективность
- способность вызывать доверие других людей
- уважение прав других людей
Комитет по отбору и подготовке консультантов США
- доверие к людям
- уважение ценностей другой личности
- проницательность
- отсутствие предубеждений
- самопонимание
- сознание профессионального долга
Wollberg 1954
- чуткость
- объективность (неотождествление себя с клиентом)
|
|
- гибкость
- эмпатия
- отсутствие собственных серьёзных проблем
Вредные черты для консультанта:
- авторитарность
- пассивность и зависимость
- замкнутость
- склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей
- неумение быть терпимым к различным побуждениям клиента
- невротическая установка в отношении денег
A. Gombs
Преуспевающий консультант обычно воспринимает других, как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность.
Модель личности эффективного консультанта:
1. аутентичность. Bugental 1965 – стержневое качество терапевта и важнейшая экзистенциальная ценность. Аутентичность – искренность по отношению к себе и клиентам. 3 основных признака аутентичного существования: полное осознание настоящего момента; выбор способа жизни в данный момент; принятие ответственности за свой выбор. Аутентичное существование высвобождает огромное количество энергии.
2. открытость собственному опыту. Искренность в восприятии и собственных чувств.
3. развитие и самопознание. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймёт своих клиентов и чем больше консультант познаёт своих клиентов, тем больше познаёт и себя. Ограниченность самопознания ограничивает свободу выбора.
4. сила личности и идентичность. Кто я такой? Кем я хочу и могу стать? Чем я хочу и могу помочь другим? Почему для меня важно кому-то помогать?
5. толерантность к неопределённости. Мы никогда не знаем, с каким клиентом и когда столкнёмся.
6. принятие личной ответственности. Консультант несёт ответственность за свои действия, а клиент за свои.
|
|
7. глубина отношений с другими людьми. Страх близких отношений. (Концепция Морено). Отношение «теле» – общение свободное от масок, условностей.
8. постановка реалистичных целей. Консультант должен понимать ограниченность своих возможностей, никто из людей не всемогущ. Нет идеальных консультантов.
9. эмпатия. Требования к эмпатии консультанта: она должна быть временной; она нужна не всех этапах консультирования и точно не должны быть вне консультации; она должно быть частична (предотвратит залипание на клиента, на проблему); должна быть заразительна, чтобы в ответ клиент тоже развивал эмпатию по отношению к консультанту.
Эффективный консультант - это, прежде всего зрелый человек, при этом зрелость разделяется на личную и социальную. Schneider 1992 расшифровал: личная зрелость – успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе; социальная зрелость – способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам. Зрелость это процесс, а не состояние, невозможно быть зрелым всегда и везде.