1. Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование. Инструкция (И.): « Сделай, пожалуйста, так ». Экспериментатор (Эксп.) в течение одной секунды демонстрирует нужную позу. Ведущая рука оказывается сверху; в пробе « переплетение пальцев » сверху — большой палец ведущей руки.
2. Измерение силы кисти каждой руки с помощью динамометра. Ведущая рука — сильнее.
3. Измерение скорости выполнения любых мануальных заданий (теппинг, рисунок, письмо и т.д.) каждой рукой, затем обеими вместе. Ведущая рука действует быстрее.
4. Проба Чернашека. Может проводиться с ребенком не младше 7 лет. Перед ребенком кладется чистый лист бумаги; в правую и левую руку дается по карандашу
И .: « Закрой глаза. Нарисуй, пожалуйста, одновременно: правой рукой (прикосновение к правой руке) — квадрат, а левой (прикосновение) — круг. Еще раз: квадрат (прикосновение), круг (прикосновение). Запомнил? »
Затем под первой парой рисунков предлагается нарисовать по аналогичной инструкции следующую, например; « треугольник — квадрат », « крут — квадрат » и т.д. до восьми раз. При этом психолог достаточно громко приговаривает: « Быстрей, быстрей » (постукивает по столу) — и внимательно следит за тем, чтобы ребенок не открывал глаза, рисовал одновременно обеими руками и, желательно, с зафиксированным языком. Субдоминантная рука в этой пробе или повторяет движение ведущей, или демонстрирует запаздывающее выполнение задания.
|
|
Функциональная асимметрия ног и тела
1. И .: « Попрыгай на одной ноге ». Используется ведущая нога.
2. И .: « Какой ногой ты забиваешь гол в футболе? » Активная (в том числе толчковая) нога — ведущая.
3. И .: « Закинь ногу на ногу ». Ведущая нога сверху.
4. И .: « Повертись, покрутись несколько раз ». При вращении вокруг собственной оси предпочитается направление в сторону доминантной половины тела.
Сенсорные асимметрии