Кризис 3-х лет. Появление основных новообразований – как разрешение главных противоречий

Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса.

Ø Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с от шением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

Ø Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Уп­рямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

Ø Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более ге­нерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

Ø Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет чтото делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла.

Ø Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: "дура".

Ø Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними",— писал Л. С. Выготский.

Ø В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, внет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослым. Л. С. Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет — это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего "Я".

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых). Однако интересно проследить, как ребенок на протяжении всего раннего возраста "работает" над выделением своей позиции в семье — социальной структуре, в которой происходит его развитие.

Д.Б.Эльконин, описывая этот возраст, отмечает, что благодаря возросшей самостоятельности ребенка условия его жизни существенно изменяются. Воспитывающие ребенка взрослые выводят его в широкий мир человеческой деятельности. Рамки семьи расширяются до пределов улицы, поселка, города и жизни страны.

«И в этом новом открывающемся перед ребенком мире его прежде всего интересуют взрослые люди, действующиес целым рядом новых предметов, непосредственно недоступных ребенку, ьтно чрезвычайно для него привлекательных. В этом новом для него мире ребенок открывает многообразнейшие общественные и трудовые функции взрослых людей и не менее многообразные отношения между людьми» (Д.Б.Эльконин. Детская психология, 2004. С. 184 с.)

Все это начинает приобретать в условиях жизни ребенка особое значение. Открытие нового мира человеческой деятельности пробуждает у ребенка активное желание участвовать вэтой жизни. В связи с этим, как подчеркивает Эльконин Д.Б. жизнь ребенка характеризуется, во-первых, относительным отделением его деятельности от взрослых; во-вторых, расширением условий жизни; в-третьих, открытием общественных функций людей и их отнгошений друг к другу, в-четвертых, активным желанием ребенка участвовать в жизни взрослых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: