АКТИВНОСТЬ ПОИСКОВАЯ – поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности. Обязательная компонента многих типов поведения. У животных сюда относятся все разновидности активно-оборонительного поведения, самостимуляции, а также поведение ориентировочное. У человека психические проявления активности поисковой – важная составная часть процессов планирования, фантазирования и пр.
ГОСПИТАЛИЗМ – синдром патологии детского психического и личностного развития – результат отделения младенца от матери и его ранней институционализации. Глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослыми в первый год жизни ребенка. Накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности, тормозя интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие и пр. Общие признаки госпитализма в возрасте младенческом – потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и пр. Он влечет запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы); резкое отставание в речевом развитии; эмоциональную обедненность; склонность к движениям навязчивым (раскачивание тела). В крайних формах может привести к серьезным душевным заболеваниям (младенческие маразмы и пр.), хроническому инфицированию, иногда – к смерти. Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях малоэмоциональных, холодных матерей, не уделяющих ребенку требуемого внимания.
АВТОНОМНАЯ (или малая) РЕЧЬ — один из ранних этапов развития детской речи, переходный к овладению речью взрослых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.)
По форме «слова» автономная речь большей частью являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, иногда повторяемыми дважды (напр., «ко-ко» вместо молоко и т. п.).
Характерными психологическими особенностями автономной речи являются: 1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений «слов», их неопределенность, многозначность; 2) вытекающий из первой особенности способ «обобщения» — объединение в одном слове разнородных предметов в отличие от классификации на основе развернутой речи, отражающей общественный опыт; 3) отсутствие флексий и синтаксических отношений.
Автономная речь может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая «подстраивание» под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики, а также коррекции (если этот этап развития речи затянулся) автономной речи. В случаях ее развития у близнецов рекомендуется, кроме того, их временное разъединение.
АФФЕКТИВНЫЕ ДЕТИ — дети, у которых в силу постоянного неудовлетворения каких-либо существенных для них потребностей возникают и становятся достаточно устойчивыми тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения.
Характеристика аффективных детей зависит от содержания неудовлетворенной потребности и ее соотношения с другими потребностями ребенка и всей его личностью. Одни дети, стремясь сохранить привычную самооценку, отвергают постигший их неуспех: причину его возникновения они приписывают не зависящим от них обстоятельствам, обвиняя при этом окружающих, и не только не снижают, но могут даже повышать уровень своих притязаний. У таких детей наблюдаются проявления бравады, заносчивости, фрондирование, агрессивное поведение, излишнее стремление к самоуверенности. Другие дети, напротив, стремятся достичь успеха за счет постановки более легких, заведомо достижимых для них целей. Эти дети характеризуются кажущейся неуверенностью в себе. На самом же деле они боятся разочарования в своих возможностях. Эти дети отличаются повышенной обидчивостью, подозрительностью, ранимостью и т. п. Длительное сохранение аффективных переживаний и аффективных форм поведения приводит к тому, что последние закрепляются и становятся относительно устойчивыми чертами характера. Правильное с психологической точки зрения разрешение внутреннего конфликта предполагает приведение в соответствие самооценки ребенка с уровнем его притязаний.
НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ — форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как реальное неблагоприятного отношения к нему со стороны сверстников или взрослых.
Негативизм может проявляться по-разному: в повышенной грубости, упрямстве, в замкнутости, отчужденности.
Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребенком каких-то чрезвычайно существенных для него потребностей социального характера: потребности в общении, в одобрении, в уважении, потребности в эмоциональном контакте — эмоциональном созвучии со значимым другим (сверстником или близким взрослым).
Блокирование потребности становится источником глубоких переживаний, которые по мере их осознания ребенком все более способствуют возникновению у него негативных тенденций в поведении.
Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакции является компенсаторной, защитном. Она помогает ребенку «выстоять» в трудной, конфликтной для него жизненной ситуации в одних случаях за сиг внешнего обесценивания существенной для него потребности, в др.— путем утверждения себя «любой ценой» нарочитой недисциплинированностыи, шутовством и т. п.
Негативные реакции при длительно эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать качествами его личности.
Выводы
Важнейшая особенность ребенка младенческого возраста – полная зависимость от взрослого, окружающей действительности. Как много проблем можно преодолеть, если бы все взрослые понимали этот факт. Ребенок не может сказать чего он хочет, но его поведение, эмоции говорят о том, что он нуждается в любви, тепле, поддерке. А вот «гиперопека», «нежничание» в раннем возрасте, наоборот, задерживает развитие. Ребенку раннего возраста важны организация взаимодействия, показ образцов, помощь в выполнении различных действий, поддержка самостоятельности и независимости.
Список литературы по теме
1. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М.: ИНТОР, 1996. – С. 5-88.
2. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования детей в период кризиса трех лет / Хрестоматия по детской психологии. учеб. пособие для студентов: Сост. И ред. Г.В. Бурменская. – М.: Институт практической психологии, 1996. - С. 237-241.
3. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. /Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – Изд-во Моск. Ун-та, 1981. С.126-128. (конспект)
4. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.- С.25--450.
5. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. /Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – Изд-во Моск. Ун-та, 1981. - С.107-113. (конспект)
6. Мухина В.С. Близнецы. М.: Просвещение, 1969. – 416 с.
7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996.- С.198-236.
8. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
Вопросы для самостоятельного повторения по теме
1. «Беспомощность» новорожденного – трагедия или благо для ребенка?
2. Чем новорожденный ребенок отличается от новорожденного животного?
3. Какие сферы психики преимущественно развиваются у младенца? В чем отличие развития младенца и новорожденного детеныша приматов?
4. В чем различие между пониманием речи и активной речью? Как эти процессы связаны между собой и какова динамика их развития?
5. Какие факторы способствуют созданию оптимальной среды для интеллектуального развития в младенчестве и раннем детстве?
6. Какова роль родителей в развитии речи детей раннего возраста?
7. Опишите различия и сходства между взаимодействием «мать – ребенок», «отец – ребенок».
8. Нужно ли отдавать в ясли детей до 3х-летнего возраста?
9. Какие игрушки нужны ребенку раннего возраста? Почему?
10. Каковы причины кризиса 3 лет? Выделить факторы, определяющие спокойное протекание кризиса 3-х лет.
11. Каковы предпосылки формирования личности в раннем детстве. Динамика потребностной сферы, характера противоречий и их разрешение в дошкольном возрасте.
12. Кризис трех лет. "Кризис независимости" и "кризис зависимости" как основные формы его протекания.