Билет 11 Уч о субстанции

1.Роль диалектического отрицания в процессе развития. Закон отрицания отрицания.

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление переходит в другое явление, кот. при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некот. черты старого качества. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным.

2.Фил Б Спинозы. Уч о субстанции. Пантеистическая метафизика. Уч о свободе и необходимости.

Б Спиноза – признавал 1 мат субстанцию – природу, кот управляется определёнными законами. Природа не подвержена саморазвитию Все тела сущ и дальше но в другой форме.

Уч о субстанции. 1. Сущ только 1 высшая субстанция, кот заключает в себя всё существующее те окр мир, бога, те природа и бог едины,=> не сущ бога вне природы и наоборот. Вещи сущ не сами по себе, а явл проявлениями единой субстанции

Кач-ва субстанции: 1. Существует самостоятельно, независима. 2. Бесконечна в пр-ве и времени. 3. Неподвижна.

Проблема свободы и необходимости. исследую уё, Ф. пришел к следующим выводам: • свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое; • Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости; • модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости; • модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости; • свобода — это познанная необходимость. Чтобы достичь большей степени свободы, человеку необходимо: • максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего; • освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.).

3 ступени познания. 1. Внешний вид познания(исходит из разума ч-ка и не зависитот внешнихф-ров) 2. Познание получается в рез-те д-я разума(размышления, логические операции). 3. Чувственное познание – оно поверхностно, неполно, недостоверно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: