Билет 12

1.Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

Каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Различные виды борьбы: борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития); борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития; антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Виды взаимодействия: содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы); солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении); нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой); мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

2. Фил Гоббса. Гносеология. Уч о природе и ч-ке, обществе и гос-ве.

Выступал против схоластики. Материалист Изучал проблемы общества и гос-ва, и выдвинул идею «В основе возн гос-ва лежит общественный договор»

Познание осущ на основе чувственного восприятия те получ от орг чувств сигналов из окр мираи их послед обработке.

1651Левиафан. 1. Чел от природы очень злой 2. Движущей силой д-ий ч-ка явл его личная выгода и эгоизм, страст, потребностидумает что имеет право на вё, что приводит к войне всех против всех, в кот не может быть победителя.

Для предотвращения этого и возн гос-во, кот должно быть всесилдьным. Те сила, кот невозмлжно противостоять, но она необходима для жизни общества, и соблюдения порядка в нём.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: