Иконопись старообрядческих мастеров

Древнее искусство иконописи отлилось здесь в полнокровный стиль ветковской иконописной школы. Сохранение и восстановление древнейшего символического языка (например, роль золота как символа Божественного света) сочеталось здесь с неподдельным интересом к современному художественному процессу на землях Беларуси и Украины. Так, византийский канон проникается вниманием к реальности и психологизму типов, свойственным белоруской иконе в «Успении» из Попсуевки. Фигуры ветковской иконописи имеют «повышенную» объёмность при сохранении графической трактовки силуэтов и складок одежды. Внимание к орнаментации тканей приводит к выработке «ветковского» узора в виде золотых роз и мелких цветов. Богато разрабатывается «золотопробельное» письмо, покрывающее одежды причудливыми ритмами бликов и полос, исполненных творёным золотом. Идеальное и плотское ищут единства в «Чуде Георгия…» из Борьбы и находят его в целостности фольклорного мироощущения. С древнерусскими иконографиями соединяются черты барокко и рококо – таков «Покров» из Борьбы, где применяются разные виды перспективы, используются оптические иллюзии, пришедшие из Ренессанса. Своеобразно «палатное письмо» – изображение архитектуры. Традиции «прозрачных домиков» 17 века наполняются чертами «новых» архитектурных стилей, причудливо соединяются «строительная» точность детали и переплетение примет разных времён. Пространство ветковской иконы волшебно и символично, но связано с обрядами и мифологическими представлениями самой народной жизни – таково «Лоно Авраамово» из Косицкой с его золотыми яблоками и душами праведников в виде младенцев.

Неизменно сохраняется космологизм. Об этом – вселенский бой «Архангела Михаила – воеводы» из Косицкой и небесно-духовная «модель мира» в «Софии Премудрости божьей» из Попсуевки.
Колорит местных памятников строится на традиционной «музыкальной» разработке ритма локальных пятен. Однако он всё более праздничен, полнится пыланием красных тонов. Соединение новгородских, поволжских, южных истоков приобретает всё более фольклорный характер. При этом до 20 века доходит в династиях мастеров техника яичной темперы.

Древнего, до сих пор не разгаданного происхождения – некоторые ветковские иконографии. Таков «Никола Отвратный» из Ново-Ивановки (надпись гласит: «…иже в Москве»). Скошенный взгляд святого, преследующий бесов, известен, впрочем, в киевском и новгородских памятниках ещё 12 – 13 вв. Великолепна «Богоматерь Огневидная» с огненным ликом. О мощной кодифицирующей активности и художественных поисках свидетельствуют «сборные» особенности известных иконографий: излюбленного на Ветке «Покрова», «благовещения», «Богоматери Всем скорбящим радость» и других. Собственный извод имеет «Богоматерь Умягчение злых сердец». Обрядово связывается с Ветковской культурой «Богоматерь Овсепетая». Вообще, ситуация фольклорного существования традиции и практики индивидуального заказа икон привела к сохранению в живой домашней среде многих десятков иконографий. Феномен многочастных икон отразил богатство и «индивидуальные» характеристики собственных ветковских духовных традиций.

За период 1995 – 2006 гг. фонды пополнились 127 старообрядческими иконами, в том числе в 2005 – 2006 гг. – 26. Большая часть – Ветковской школы иконописи. Из наилучших приобретений – “Собор архангела Михаила”, икона 18 в. из Покровского храма Ветки, подписная икона ветковского мастера Журавлёва 1873 г., коллекция старинных икон из мастерской основателя музея Ф. Г. Шклярова (приобретена в 2005 году).

Собрание служебных рисунков и прорисей иконописцев (17 – начало 20 вв.)

Единственное в Беларуси – собрание служебных рисунков и прорисей иконописцев (17 – начало 20 вв.). Все они найдены в регионе и характеризуют процессы формирования и развития ветковской школы иконописи. О её существовании свидетельствуют и ученические работы, и правки учителей. Самые ранние рисунки – 17 века. Иногда на листах – подписи мастеров (“Никитин иконника Холмогорца”), указания источников (“С весма древняго”, “высокогреческаго мастерства”). Часты сокращённые обозначения размеров и пропорций, красочного состава. Некоторые образцы имеют варианты изображений, выполненные в древней пробельной и в “новой” светотеневой манере, что характеризует поиски местных мастеров и их взаимодействие с западными импульсами в белорусской иконописи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: