Золочёная резьба по дереву (киоты, иконы)

Искусство создания золочёных, резанных из липы киотов наследует традиции “белорусской рези навылётной”, в 17 в. “завоевавшей” Москву и вернувшейся с мастерами-резчиками на Ветку. Фольклорная ситуация консервирует приёмы и образы, при сохранении великолепной техники и живого образного чувства художников. Образ райского сада с его символическими растениями – яблоней и виноградом – остаётся доминирующим в мотивах резьбы, дополняясь излюбленной на Ветке крупной розой. Есть образцы резьбы “под кузнь”, с имитацией богатой кованой работы. Существенны также киоты-“домики”, с элементами архитектурного украшения. Развитие форм и образов проходит в неразрывной связи с развитием комплекса Красного Угла в его местных вариантах.

Литые иконы, кресты

Характерно собрание мелкой пластики (литые кресты, иконки, складни 17 – начала 20 вв.). Памятники рассматриваются в связи с культурой “путных” икон (деятельность отхожих промысловых и строительных артелей), с формированием образа и состава моленных углов в домах старообрядцев разных толков. Характерны киотцы для литья, порой включающие семейные сборы реликвий разных веков. С живым существованием местной иконописной традиции связаны живописные произведения, включающие в композицию вставки литых складней и образков.

Чеканные оклады на иконы, книги

Уникально собрание чеканных окладов на книги и иконы, произведения местных “златокузнецов” 18 – начала 20 вв. (серебро и медные сплавы, серебрение и золочение, чернение; чеканка, “оброн”, просечка, гравировка). Их стилистические, иконографические, технологические особенности представляют связь мышления мастеров-чеканщиков с местной Ветковской школой иконописи. Так, для местного стиля чеканки характерны реализм и изощрённое мастерство в передаче деталей, воссоздание “целого мира”. Повышенная выпуклость рельефа соотносится с увеличившейся объёмностью фигур в иконописи. Близкие процессы претерпевают архитектурные построения, причём сомасштабность “палатного письма” икон, пространственные эффекты находят в чеканке особые способы передачи пространства. Единство поисков обнаруживают и пейзажные мотивы иконописи и мастерства златокузнецов, с сочетанием реалистических и фантастических мотивов. Богатство орнамента стремится к органическому соединению мотивов разных веков, сплетающихся на основе живого ритма растительного побега.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: