Коллекция православных икон. Иконопись белорусских традиций

Коллекция православных икон (храмовых и народных) с 1995 года пополнилась на 47 произведений. В результате реставрационных работ, произведённых в музее, открыты памятники белорусской школы иконописи 18 – 19 вв., произведения народной Бабичской школы. Изучение и представление этих памятников сопровождается включением их в обрядовую культуру и фольклорные традиции.

Иконы, происходящие из белорусских деревень Ветковского района, в основном относятся к 18 – началу 20 вв. Это обусловлено не столько периферийностью местной культуры в период позднего средневековья и Нового времени, сколько исторической сложностью конфессиональной обстановки этих мест, а главное, судьбой самих селений, прошедших через войны и пожары нескольких веков. Трагична история и их храмов, большей частью разрушенных в период борьбы с религией уже в 30-е гг. ХХ в. В то же время, историческое конфессиональное разнообразие и разность культурных традиций и связей оставили по себе и чрезвычайно многообразные произведения иконописи – по иконографии, по технике и стилю.

В живописном отношении эти памятники выразительно отличаются от старообрядческих икон. В них явственно запечатлелись этапы процесса взаимодействия православной иконописи с западноевропейской живописью. Происходило это прежде всего через униатскую конфессию. К сер. 17 в. униатство стало «мужицкой верой», этот социальный процесс отразился и в иконах: канонические сюжеты приобретали этнографический характер, сопровождаясь бытовыми подробностями из повседневной жизни. Процесс привлекал внимание и народных мастеров. При этом образа насыщались фольклорными мотивами, переосмысливались сами качества светотеневой живописи. Так, «телесность» фигур трактовалась как их могущество, свойственная эпическому сознанию «обширность», дородность. Менялись этнические типы персонажей. Широко использовались в качестве образцов композиций гравюры из печатных белорусских и украинских изданий.

Образа приобретались обычно на местных ярмарках и составляли домашние «иконостасы» в Красных углах («Кутах», «на покути»). В наших местах такие иконы писаны маслом по тонкому грунту, нанесённому на доску (чаще всего хвойных пород), причём в позднейших памятниках наличие грунта не прослеживается и красочный слой растрескивается по слоям древесины. Все они исполнены в светотеневой манере. Однако колорит и композиционные решения свидетельствуют о нескольких источниках и направлениях развития народной иконописи, действовавших на порубежье Беларуси, Украины и России.

Своеобразную характерность письма находим в так называемых «бабичских» образах (по названию деревни Бабичи Чечерского района, где, по воспоминаниям жителей, издавна писались характерные произведения и где записаны имена последних мастеров из семейных династий). Возможно, местом создания «бабичских» икон был и г. Чечерск, где, уже после присоединения этих земель к России, действовали католический костёл, иезуитская миссия. Владелец Чечерска, граф З. Г. Чернышёв построил в конце XVIII в. в городе и три каменных православных храма, пригласив для украшения их, по легенде, итальянских мастеров.

Среди характерных черт бабичских произведений – подробнейший «натурализм» письма, часто наивно трактованный; психологическая убедительность образов, «простосердечность» типов. Всё это воплощено в очень подвижной композиционной системе письма, исполненной ракурсов, жестов, движения (например, в «Крещении» из Хизов). Наибольшей динамикой выделяются воинские образы («Чудо Георгия о змие» из Хизов). Колорит строится на энергичных противопоставлениях света и тени, фигуры как бы вырываются светом из глубокой тени. Вместо нимбов здесь применяется лучистое свечение. Однако «темноликость» икон и конца XVIII в., возможно, свидетельствует о более ранних и потемневших образцах для народных икон. История «бабичского» письма, т. о., уходит в глубину времени далее своего легендарного происхождения. «Бабичский стиль» охватывает как композиции западноевропейского происхождения, так и канонические православные.

Последнюю группу народных икон представляют произведения, впитавшие в себя идеалы поздней православной иконописи, ориентирующейся на классицизм и академическую живопись. Таковы «Саваоф» из Амельного и «Богоматерь Вспомогательница в родах» (тип «Знамение», молились о лёгких родах) из Гуты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: