Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде 33

Попадание пищи через расщелину в нос, по-видимому, также способствует чрезмерному развитию корня языка, который закрывает собой расщелину.

Итак, у ребенка с врожденной расщелиной самые важные, самые жизненные функции стабилизируют положение чрез­мерно поднятого корня языка. Вследствие этого воздушная струя при выходе из подсвязочного пространства направля­ется почти перпендикулярно к нёбу. Это затрудняет ротовой выдох в речевом акте и создает гнусавость.

Кроме того, постоянное положение поднятого корня языка затормаживает движения всего языка. В результате осуществ­ление нужных движений языка для артикуляции речевых зву­ков у ринолаликов не удается; кроме того, слабая выдыхатель­ная струя, не попадая в переднюю часть ротовой полости, не стимулирует образование различных артикуляционных смы­чек в верхнем отделе речевого аппарата. Оба указанных усло­вия приводят ребенка к тяжелому косноязычию. Чтобы улуч­шить произнесение того или иного звука, ринолалики направляют все напряжение на артикуляционный аппарат, усиливая этим напряжение языковых, губных мышц, вовле­кая мышцы крыльев носа, а иногда и все лицевые мышцы.

Иногда в речи ринолалика имеются отдельные звуки, близкие к норме, но отсутствие хорошего ротового выдоха при произнесении их создает сильный носовой оттенок. Та­ким образом, у ринолаликов неправильны все звуки речи. Их следует обучать всему заново, чтобы не сталкиваться с имеющимся у них неправильным динамическим стереоти­пом произношения того или иного звука.

У ринолаликов в дооперационном периоде возможно вос­питание правильной артикуляции всех речевых звуков не­смотря на то, что утечка воздуха через носовые отверстия в какой-то степени имеет место.

Навыки, приобретенные до операции, удерживаются и после операции и тем облегчают дальнейшую работу и уко­рачивают ее сроки.

Занятия следует возобновлять возможно раньше — на 12—15 день после операции, когда ринолалик находится еще в стационаре, в клинических условиях по поводу операции.

Не излагая подробно методики логопедической работы в дооперационном периоде, можно сформулировать несколь-


34 А. Г. Ипполитова

ко основных принципов, лежащих в ее основе; они не теря­ют своего значения и в послеоперационном периоде.

I. При врожденных расщелинах нижний и средний раз­
делы речевого аппарата (дыхательный и голосовой) остают­
ся сохранными. Дефектным является только часть верхне­
го отдела речевого аппарата (отсутствие нёба или его
недостаточность).

В работе с ринолаликами и будет главным — перенесение центра тяжести при вызывании звуков на здоровые отделы речевого аппарата с возможно меньшей нагрузкой на дефек­тное нёбо (в верхнем отделе).

Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи.

II. При исправлении речи у ринолаликов следует избе­
гать грубых артикуляционных упражнений (высовывание
языка, отведение высунутого языка в сторону, подъем кон­
чика языка на верхнюю губу и т. п.), чтобы не утяжелять
впоследствии произвольные движения, необходимые при
закреплении артикуляций отдельных звуков. Тренируют­
ся только движения, необходимые для произнесения того
или иного звука, причем необходимо следить, чтобы ребе­
нок выполнял показанное движение легко, без напряже­
ния, которое может передаваться на другие группы мышц
речевого аппарата. Например, при подъеме кончика язы­
ка вверх для вызывания звука ш ребенок часто напрягает
сильно губы, жевательные мышцы и тем самым затруд­
няет движения языка, делает его весь напряженным, ма­
лоподвижным. В данном случае ребенку предлагают вы­
полнять движения языка вверх спокойней, легче, не
настаивают на немедленном выполнении этого движения
полностью.

III. Необходимо широко использовать физиологическое
взаимодействие мышечных групп речевого аппарата, т. е. их
взаимосвязанность и взаимозависимость. Например, нужно
переместить язык несколько в глубь рта. Для этого механи­
ческим путем выдвигают углы рта вперед. При отодвигании
углов рта в стороны язык приближается вперед.

Указанные приемы используются с обязательным привле­чением зрительного контроля (работа перед зеркалом).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: