Попадание пищи через расщелину в нос, по-видимому, также способствует чрезмерному развитию корня языка, который закрывает собой расщелину.
Итак, у ребенка с врожденной расщелиной самые важные, самые жизненные функции стабилизируют положение чрезмерно поднятого корня языка. Вследствие этого воздушная струя при выходе из подсвязочного пространства направляется почти перпендикулярно к нёбу. Это затрудняет ротовой выдох в речевом акте и создает гнусавость.
Кроме того, постоянное положение поднятого корня языка затормаживает движения всего языка. В результате осуществление нужных движений языка для артикуляции речевых звуков у ринолаликов не удается; кроме того, слабая выдыхательная струя, не попадая в переднюю часть ротовой полости, не стимулирует образование различных артикуляционных смычек в верхнем отделе речевого аппарата. Оба указанных условия приводят ребенка к тяжелому косноязычию. Чтобы улучшить произнесение того или иного звука, ринолалики направляют все напряжение на артикуляционный аппарат, усиливая этим напряжение языковых, губных мышц, вовлекая мышцы крыльев носа, а иногда и все лицевые мышцы.
|
|
Иногда в речи ринолалика имеются отдельные звуки, близкие к норме, но отсутствие хорошего ротового выдоха при произнесении их создает сильный носовой оттенок. Таким образом, у ринолаликов неправильны все звуки речи. Их следует обучать всему заново, чтобы не сталкиваться с имеющимся у них неправильным динамическим стереотипом произношения того или иного звука.
У ринолаликов в дооперационном периоде возможно воспитание правильной артикуляции всех речевых звуков несмотря на то, что утечка воздуха через носовые отверстия в какой-то степени имеет место.
Навыки, приобретенные до операции, удерживаются и после операции и тем облегчают дальнейшую работу и укорачивают ее сроки.
Занятия следует возобновлять возможно раньше — на 12—15 день после операции, когда ринолалик находится еще в стационаре, в клинических условиях по поводу операции.
Не излагая подробно методики логопедической работы в дооперационном периоде, можно сформулировать несколь-
34 А. Г. Ипполитова
ко основных принципов, лежащих в ее основе; они не теряют своего значения и в послеоперационном периоде.
I. При врожденных расщелинах нижний и средний раз
делы речевого аппарата (дыхательный и голосовой) остают
ся сохранными. Дефектным является только часть верхне
го отдела речевого аппарата (отсутствие нёба или его
недостаточность).
В работе с ринолаликами и будет главным — перенесение центра тяжести при вызывании звуков на здоровые отделы речевого аппарата с возможно меньшей нагрузкой на дефектное нёбо (в верхнем отделе).
|
|
Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи.
II. При исправлении речи у ринолаликов следует избе
гать грубых артикуляционных упражнений (высовывание
языка, отведение высунутого языка в сторону, подъем кон
чика языка на верхнюю губу и т. п.), чтобы не утяжелять
впоследствии произвольные движения, необходимые при
закреплении артикуляций отдельных звуков. Тренируют
ся только движения, необходимые для произнесения того
или иного звука, причем необходимо следить, чтобы ребе
нок выполнял показанное движение легко, без напряже
ния, которое может передаваться на другие группы мышц
речевого аппарата. Например, при подъеме кончика язы
ка вверх для вызывания звука ш ребенок часто напрягает
сильно губы, жевательные мышцы и тем самым затруд
няет движения языка, делает его весь напряженным, ма
лоподвижным. В данном случае ребенку предлагают вы
полнять движения языка вверх спокойней, легче, не
настаивают на немедленном выполнении этого движения
полностью.
III. Необходимо широко использовать физиологическое
взаимодействие мышечных групп речевого аппарата, т. е. их
взаимосвязанность и взаимозависимость. Например, нужно
переместить язык несколько в глубь рта. Для этого механи
ческим путем выдвигают углы рта вперед. При отодвигании
углов рта в стороны язык приближается вперед.
Указанные приемы используются с обязательным привлечением зрительного контроля (работа перед зеркалом).