Из опыта работы

С детьми-ринолаликами

В послеоперационный период

<...> При планировании работы мы учитывали не только то, что в процессе занятий улучшается подвижность мягко­го нёба, задней стенки глотки, сокращается расстояние меж­ду ними, но и то, что намного сократить это расстояние нам не удастся. Не приходится пока в этом вопросе рассчитывать на помощь хирургов, которые много сделали в ураностафи-лопластике, понимая, что главная их цель — создать усло­вия проведения коррекции речи, и в большинстве случаев добились положительных результатов. Вопрос о сужении носоглотки вставал в их практике, проводились операции, но они не дали положительных результатов. Следовательно, при проведении логопедических занятий мы должны были хорошо оценивать имеющиеся возможности ребенка и созда­вать наилучшие условия для коррекционной работы.

Прежде всего для коррекции речи необходимо было разра­батывать подвижность мягкого нёба и задней стенки глотки, чтобы расширить проход для речевой струи воздуха в ротовую полость. Но решение вопроса постановки голоса без гнусавого оттенка и вызывания звуков ставило перед нами задачу исполь­зования еще каких-то дополнительных возможностей артику­ляционного аппарата, чтобы еще более уменьшить проход воз­духа в нос и увеличить проход его через рот.

Это обеспечивалось, во-первых, правильным положени­ем языка (опущенная спинка и кончик языка, лежащий у зубов). Из литературы известно, что необходимость при­спосабливаться к порочным анатомическим условиям раз­вивает язык в мощности и объеме... Очень часто при этом язык смещается назад к задней стенке глотки, может быть, этим усиливая препятствия воздушному столбу. Вытягива­нием языка вперед мы уменьшаем объем корня и спинки языка и расширяем тем самым проход воздуха в рот. Этот прием хорошо разработан у А. Г. Ипполитовой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: