Описанный способ получения правильных артикуляций помогает ребенку ощущать и осознавать движение и соответствующее ему напряжение той или иной группы мышц и дифференцировать их между собой.
IV. До закрепления правильной артикуляции не следует фиксировать внимание ребенка на звуке для того, чтобы старая привычная артикуляция его не мешала закреплению вновь появившегося правильного произношения. После закрепления произношения звука его вводят в слова и фразы, которые ребенок проговаривает под контролем логопеда.
Объем расщелины не должен смущать логопеда, ибо самостоятельная речь детей с полной двусторонней расщелиной характеризуется четкими гласными звуками; их речь более понятна для окружающих, чем речь детей с неполной врожденной расщелиной или с субмукозной щелью. Доопе-рационные занятия при полной расщелине дают более эффективные результаты и в логопедической практике.
Встречаются случаи ринолалии, осложненные явлениями дизартрии или оральной апраксии.
Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1963. Вып. II, — С. 102—104.
Н. И. Сереброва