Заключение

Находясь в стороне (в географическом, социальном и культурном плане) от притяжения и влияния двух громадных полюсов–осколков почившей Римской империи – Западной и Восточной ее частей, с центрами, соответственно в Риме и Константинополе – Восточная Европа подвергалась влиянию культур и традиций перифирийных по отношению к Риму и Византии. Иногда это были, в определенном смысле, контркультуры, противоборствующие Риму и Византии традиции – такие как катары, павликане, вальденцы. Прийдя на Русь через Моравию и Болгарию христианство было представлено в уникальной славянской традиции, которая прекрасно усваивалась русскими людьми.

Славянская, или кирилло–мефодиевская, иудео–христианская традиция определяла ранние формы христианства на Руси. Она характеризовалась независимостью от Рима и Византии, привязанностью как к Ветхому, так и к Новому заветам и наиболее древним комментариям отцов Церкви. Со временем, однако, эта традиция отошла на задний план. Чахнущая от бремени собственных неурядиц, но все еще в блеске внешних форм своей культуры и церковности, Византия передала эстафету своих преданий молодому русскому христианству. Само собой разумеется, подобного рода трансформация не произошла вдруг — она явилась следствием направленных действий Константинопольского патриархата, который рассматривал Русь как одну из новоприобретенных колоний.

Византийская традиция, несмотря на свое влияние, не смогла совершенно упразднить более древнюю славянскую традицию. На протяжении многих веков, соприкасаясь и противоборствуя, на Руси сосуществовали как минимум две религиозные традиции. (Позднее, во время Раскола Никона, возникнет сходная ситуация.) Ярким примером выражения традиций народного, или славянского, христианства явилось движение простцов, или стригольников, которое по словам Панова "генетическую связь"[366] с так называемым движением новгородско–московских верующих. К концу пятнадцатого века составляло серьезнейшую конкуренцию византийской традиции.

Второй том Славянского Христианства в подробностях рассматривает это движение. Нет никаких оснований считать, что движение новгородско–московских верующих, о котором пойдет речь во второй книге, было принципиально новым для Руси явлением. Традиционная версия о происхождении этого движения от некоего загадочного еврея Захарии–Схары не выдерживает более критики.[367] Исследователи приходят к выводу, что это движение уходит корнями в древние традиции русского церковного нонконформизма.[368]

Библиография:

1. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. Ч. 1. Спб., 1914.

2. Алексеев А. А. Текстология славянской Библии. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С.146.

3. Бегунов Ю. К. Русское слово о чуде Климента и кирилло–мефодиевская традиция. Slavia, r.43,N1. Praha, 1974.

4. Беляев С. А., Бушенков В. А. Исследование Пещерного комплекса Чилтеры в 1973–1981 гг. Византийский временник. 1986, т.46. с.181–188.

5. Березовая Л. Г. и др. История русской культуры, ч.1. М. – 2002.

6. Буданов М. А. К вопросу о влиянии еретических воззрений на христианство Древней Руси // Международный исторический журнал N10, июль–август 2000// http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/index.html

7. Бильбасов В. А. Кирилл и Мефодий. Ч.1. СПб., 1868.

8. Богданова Н. М. О времени взятия Херсонеса князем Владимиром//Византийский временник. Т. 47. М., 1986.

9. Бодянский О. М. Кирилл и Мефодий. Собрание памятников до деятельных святых первоучителей и просветителей славянских племен относящихся. М., 1862.

10. Буданов М. А. К вопросу о влиянии еретических воззрений на христианство Древней Руси // Международный исторический журнал. № 10. 2000.

11. Буганов В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М.: Политиздат, 1991.

12. Biblioteca Graeca medii aevi. IV. C.10. Перевод В. Г. Василевского. Труды. Т. I.

13. Васильевский В. Г. Житие Стефана Нового. Труды. СПб., 1909. Т.2. с.297–350.

14. Ведение христианства на Руси. Под. ред. А. Д. Сухова. М., 1987.

15. Вернадский В. Vernadsky, V. “Byzantium and Southern Russia”, Byzantion, vol.15 (1941)

16. Воронов А. Д. Кирилл — просветитель славян. Киев, 1877.

17. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. — М.: Наука, 1997 / репринт. изд. Харьков, 1916, т. I, II.

18. Геллер М. Я. История Российской империи. В 2–х томах. – М.:»МИК», 2001. – том 1

19. Голубинский Е. Е. История Русской церкви. Изд–е 2. Т. I.

20. Голубинский Е. Е. Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские. М., 1885.

21. Греков Б. Д. Первый труд по истории России. Ист. журн. 1943. Кн. 11–12.

22. Греков Б. Д. Избранные труды т.2. с.623. М. 1959.

23. Греков Б. Д., ред. Очерки истории СССР. Период Феодализма IX‑XV вв.: В 2–х частях. Ч. 1: Древняя Русь (IX‑XIII) М.: Издательство Академии наук, 1953. — 984 с.

24. Грушевський М. Iстрiя Украiни–Руси. Т. I. Прим. 54.

25. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX‑XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для вузов. Изд. 2. М.: Аспект Пресс, 2001.

26. Данилевский И. Н. Ярослав Мудрый // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002. Электронная версия.

27. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX‑XII вв.). — Интернет: http://lants.tellur.ru/history/danilevsky/d07_5.htm.

28. Дерягин В. Я. Иларион. Жизнь и «Слово» // Иларион. Слово о законе и благодати / Сост., вступ. ст., пер. В. Я. Дерягина. Реконстр. древнерус. текста Л. П. Жуковской. Коммент. В. Я. Дерягина, А. К. Светозарского. М.: Столица, Скрипторий, 1994. — С. 5–27.

29. Дмитриев К. Болгария. М.: Монолит–Евролинц–Традиция, 2002.

30. Дринов М. Южные славяне и Византия в X в. М., 1876.

31. Живов В. М. Особенности рецепции византийской культуры в Древней Руси // Из истории русской культуры: В 2–х т. Т. 1: Древняя Русь. М.: Языки русской культуры, 2000. М.: С.

32. Жиганков А. О. Становление и развитие двух церковных традиций на Руси. Неопубликованное издание.

33. Живов В. М. Двоеверие и особый характер русской культурной истории // Philologia slavica. К 70–летию академика Н. И. Толстого. М., 1993.

34. Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских // Избранные жития святых (III‑IX). М.: Молодая гвардия, 1992. С. 400.

35. Житие Константина. Сказание о начале славянской письменности. М., 1981.

36. Житие Мефодия. Сказание о начале славянской письменности. М., 1981.

37. Замалеев А. Ф., Восточнославянские мыслители: Эпоха средневековья. – СПб: Издательство С. — П. Университета, 1998

38. Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси 11–16 в. в. Л., 1987

39. Замалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. – Л.: Лениздат, 1991.

40. Златоструй. Древняя Русь X‑XIII веков. М., 1990.

41. Zonarae. Ed. Dindorfii. VI. 114. Пер. Е. Е. Голубинского.

42. Иванов С. А. Византийская религиозная миссия VIII‑XI вв. с точки зрения византийцев // Христианство в странах Восточной, Юго–Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Рос. академия наук. Ин–т славяноведения; Отв. ред. Б. Н. Флоря. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 24.

43. Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? / Рос. академия наук, Ин–т славяноведения. М.: Языки славянской культуры, 2003.

44. Илларион, Слово о Законе и Благодати, — М.: Столица, Скрипторий, 1994.

45. Иловайский Д. И. История России – 1876 г. 1: Киевский период – 333 с. – М.

46. История Льва Диакона Калойского и другие сочинения византийских писателей. Пер. Д. Попова. СПб., 1820. Кн. X. Гл. X.

47. Историческое обозрение богослужебных книг грекороссийской церкви. Киев, 1836.

48. Карамзин Н. М. История государства российского. Тула, 1990. В 4–х томах.

49. Каролюк В. Д. Западные славяне и Киевская Русь в X‑XI вв. М., 1964.

50. Карташев А. В. Церковь История России. Статьи и выступления. М., 1996.

51. Кирилло–мефодиевский сборник. М., 1865.

52. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. — М., 1996.

53. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. — М., 1991.

54. Кожинов В. История Руси и русского Слова http://old-rus.narod.ru/articles/art_37_12.htm

55. Кожинов В. Творчество Иллариона и историческая реальность его эпохи // Альманах библиофила, Выпуск 26. – М.: Книга, 1989. С. 31–49.

56. Колесов В. Умное слово в «Слове» Иллариона Киевского // Альманах библиофила, Выпуск 26. – М.: Книга, 1989. – Стр. 95–113.

57. Кузьмин А. Г. Первый митрополит русин Илларион // Великие духовные пастыри России. М., 1999.

58. Краткая философская энциклопедия. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994

59. Кривошеев Ю. В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. — Л.: Знание, 1988.

60. Кусков В. В. История древнерусской литературы: Учебник для филол. спец. ун–тов. — 4–е изд., испр. и доп. М.: Высш. школа, 1982.

61. Кливанов А. С. Очерк истории чешского вероисповедного движения. Ч. 1–2. М., 1876.

62. Клибанов А. И. Русское православие. Вехи истории. Политиздат. М., 1989.

63. Константин Багрянородный. Об управлении государством. Изв. Акад. истории материальной культуры. Вып. 91. М., 1934.

64. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991 с.612.

65. Кралик О. «Повесть временных лет и легенда Кристиана о св. Вячеславе и Людмиле». Труды отдела древней русской литературы, т. 19. М., 1963.

66. Кузьмин А. Г. Принятие христианства на Руси. Вопрос научного атеизма. М., 1980. Вып. 25.

67. Кузьмин А. Г., сост. «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. М.: Мысль, 1988.

68. Лавров П. Жития херсонских святых в греко–славянской письменности. М., 1918.

69. Ламанский В. И. Славянское житие св. Кирилла как религозно–эпическое произведение. ПГ., 1915.

70. Латышев В. В. Сборник греческих надписей христианских времен из Южной России. СПб., 1896 №7–42. С.7–47.

71. Лев Диакон. История. М., 1998.

72. Левченко М. В. Очерки по истории русско–византийских отношений. М., 1956.

73. Леонид А. Архиепископия первой юстинианы. Охридская церковь и ее влияние на южных славян. М., 1867.

74. Литаврин Г. Г. “К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги”. Санкт–Петербург, 1999, с.435–436.

75. Липовский А. П. Христианство у славян // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Электронная версия.

76. Лось И. Глаголица // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Электронная версия.

77. Лурье В. М. Чаша Соломона — Чаша Ездры// Славяне и их соседи. Вып.5. М., 1994, 18.

78. Литаврин Г. Г. Древняя Русь, Болгария и Византия в IX‑X вв. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1983.

79. Лихачев Д. С. Великая Русь: История и художественная культура X‑XVIII вв. М., 1995.

80. Лихачев Д. С. Тысячелетие культуры // Альманах библиофила, Выпуск 26. М.: Книга, 1989. Стр. 3–24.

Лихачев Д. С. Великое наследие // Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л.: Худож. Лит. 1987.

81. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1981. – 84 с.

82. Литаврин Г. Г. О датировке посольства Ольги в Константинополь. — История СССР, 1981, № 5.

83. Макарий. История русской церкви. СПб., 1868. Т.1.

84. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1995. Т. 2

85. Макарий, епископ Винницкий. История русской церкви, том 1. – Спб, 1857

86. Мень А. В. Культура и духовное восхождение. – М.: Искусство, 1992.

87. Миссиология. Библейский, исторический, культурный, стратегический аспекты: Учебное пособие / Пер. с англ; Под ред. А. Чацкого и Д. Овертона. – М.: Духовное возрождение, 2001.

Молдаван А. М. «Слово о законе и благодати» Иллариона. – Киев, 1984.

88. Материалы для истории письмен восточных, греческих, римских и славянских. М., 1855.

89. Материалы Международной церковно–исторической конференции, посвященной 1000–летию Руси (Киев, 21–28 июля 1986 г.). Богословские труды. М., 1986. Сб. 28.

90. Мецгер Брюс М. Ранние переводы Нового Завета: Их источники, передача, ограничения. М.: Библейско–богословский ин–т св. апостола Андрея, 2002.

91. Мень А. История религии. В 2–х кн. Кн. 2–я: Пути христианства: Учебное пособие. – М.: Издательская группа «ФОРУМ–ИНФРА–М», 2000.

92. Мильков В. В. Источники философской мысли древней Руси. Проблемы исследования истории философии народов СССР: Тез. докл. к Всесоюзн. конф. «Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии». М., 1986.

93. Muller L., Des Metropoliten Ilarion Lobrede auf Vladimir den Heiligen und Glaubensbekenntnis. – Wiesbaden, 1962.

94. Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., 1979.

95. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX‑XII вв. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 51–52.

96. Никитин А. Испытание «Словом…». Новый мир, 1984. № 6.

97. Николаев В. Славяно–българскиат фактор в христианезацията на Киевска Русия. София, 1949.

98. Никольский Н. К. К вопросу о русских письменах, упоминаемых в Житии Константина Философа// Известия по русскому языку и словесности. Л., 1928.

99. Никольский Н. К. О древнерусском христианстве. Русская мысль. М., СПб., 1913. Кн. 6.

100. Никольский Н. К. Материалы повременного списка. СПб., 1906.

101. Новикова Л. И. Русская философия. – М., 2000.

102. Новиков М. П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. — М.: Изд–во Моск. ун–та, 1991.

103. Овсяный Н. Р. Болгария. М.: Монолит–Евролинц–Традиция, 2002.

104. Оргиш В. П. Древняя Русь. Образование Киевского государства и введение христианства. Минск: «Наука и Техника», 1988.

105. Очерки истории СССР: Ч.1 (IX‑XIII вв.): Древняя Русь. – М.: Издательство Академии наук СССР. 1953.

106. Павлов А. Книги законные. СПб., 1885.

107. Память и похвала князю Владимиру и его Житие по списку 1494 г. //Записки Академии наук по историко–филологическому отделению. СПб., 1897. Т. 1. N 6.

108. Пархоменко. В. Начало христианства Руси 9–10 вв. Полтава, 1913. – 51 с.

109. Памятники литературы Древней Руси. XI – начала XII в. Кн.2. М., 1978.

110. Приселков М. Д. Очерки по церковно–политической истории Киевской Руси X‑XII вв. С–Пб, 1913.

111. Прошин Г. Г. Как была крещена Русь. Второе крещение. М., 1988.

112. Петрухин В. Я. Христианство на Руси во второй половине X – первой половине XI в. // Христианство в странах Восточной, Юго–Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Рос. академия наук. Ин–т славяноведения; Отв. ред. Б. Н. Флоря. М.: Языки славянской культуры, 2002. — С. 60–132.

113. Повесть временных лет. Под ред. В. П. Андриановой–Перетц. М.; Л., 1950. Ч. 1.

114. Погодин А. История Болгарии. М.: Монолит–Евролинц–Традиция, 2002.

115. Погодин М. П. Нестор. Историко–критическое рассуждение о начале русских летописей. М., 1839.

116. Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996.

117. Пресняков А. Е. Княжое право Древней Руси. Лекции по русской истории. М., 1993.

118. Приселков М. Д. Очерки по церковно–политической истории Киевской Руси X‑XII вв. Зап. историко–филологический фак. Санкт–Петербургского ун–та. 1913. Вып. 15. Ч. 116.

119. Приселков М. Д. Русско–византийские отношения в IX‑XII вв. Вести древнерусской истории. 1939. № 3.

120. ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Стлб.116, 117; Бегунов Ю. К. Указ. соч.

121. Петрухин В. Я. Христианство на Руси во второй половине Х – первой половине Хiв.

122. Петрухин В. Я. Из истории русской культуры. Т. 1. Языки русской культуры. М., 2000Хр–во в странах Вост., Юго–вост. и Центр. Европы. В. Я. Петрухин. Языки слав. Культуры. М., 2002.

123. Пиккио Р. История древнерусской литературы. – М.: Кругъ, 2002.

124. Плечов Г. Н. Религиозный синкретизм и актуальные проблемы его изучения. Конференция в Чебоксарах // История в СССР. — 1974, №2, с. 224–227.

125. Повесть временных лет/ Под ред. В. П. Андриановой–Перетц. — М.; Л., 1950. Ч.1.

126. Покровский Н. Н. Документы XVIII в. об отношении Синода к народным календарным обрядам // Советская Этнография. — 1981, №5, с. 96–108.

127. Poppe А., “Two Goncepts of the Conversion of Rus in Kievan Writings”, Millenium, p.90 London, 1982.

128. Рапов О. М. Русская Церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства.

129. Рыбаков, Дмитрий. Крещение Руси князем Владимиром как феномен древнерусской истории. www.pravoslavie.ru/ archiv/

130. Рыбаков Б. А. Начальные века русской истории// Христианство и Русь/ Под общ. ред. А. Белова. — М.: Наука, 1988. – С. 5–30.

131. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1981.

132. Розов Н. Н. Синодальный список сочинений Иллариона – русского писателя ХI в. //Slavia. ХХХII. 2. 1963.

133. Розен В. Р., барон. Император Василий Болгаробойца//Прилож. к XLIV–му тому Записок Импер. Акад. Наук. СПб., 1883.

134. Сахаров А. Н. Русь на международных путях // Страницы минувшего. – М.: Советский писатель, 1991.

135. Седов В. В. Об одной группе древнерусских крестов//Древности славян и Руси. – М.: Наука, 1988.

136. Скрынников Р. Г. Древнерусское государство (www.lants.tellur.ru).

137. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. — СПб.: Академический проспект, 2003

138. Свердлов М. С. Домонгольская Русь. СПБ. Академический проект. 2003 г.

139. Соловьев С. М. История России с древнейших времен М. Издательство Социально Экономической Науки. 1960 г.

140. Срезневский И. И. Сведения о малоизвестных и неизвестных памятниках. Зап. Имп. А. Н. 1864. Т.6. кн.2. с.93–11.

141. Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. — М., 2003.

142. Смирнов С. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины (тексты и заметки). — М., 1912.

143. Семенникова Л. И., ред. История России. М., 2002.

144. Талберг. Н. История Русской церкви. Нью–Йорк. Товарищество Куликово Поле. 1991 г.

145. Талис Д. Л. Из истории русско–корсунских отношений IX‑X вв. Византийский временник. Т. 14. М., 1958.

146. Татищев В. В. История Российская. М.; Л., 1967. Т. 1. С. 38; ПСРЛ. М., 1965. Т. IX.

147. Татищев В. Н. История российская с самых древнейших времен. М., 1768–1784. 4 кн.

148. Талис Д. Л. Из истории русско–корсунских отношений IХ–Х вв. Византийский временник. Т.14. М., 1958. С.88

149. Творогов О. В. Литература Древней Руси: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.

150. Тихомиров М. Н. Крестьянские и городские восстания на Руси XI‑XII вв. М., 1955.

151. Тихомиров Л. А. Религиозно–философские основы истории. – 3–е изд. — М.: Москва, 2000.

152. Толстой Н. И. Язычество древних славян // Очерки истории культуры славян. — М., 1996

153. Токмаков И. Ф. Библиографический указатель. Литература о… Кирилле и Мефодии, просветителях славянских. М., 1885.

154. Тредиаковский В. Три рассуждения о трех главнейших древностях Российских. М., 1757.

155. Турилов А. А., Флоря Б. Н. Христианская литература у славян в середине X — середине XI в. и межславянские культурные связи // Христианство в странах Восточной, Юго–Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Рос. академия наук. Ин–т славяноведения; Отв. ред. Б. Н. Флоря. М.: Языки славянской культуры, 2002. С.399.

156. Филарет. История Русской церкви. Т. 1. М., 1848.

157. Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск: «Беларусь», 1988.

158. Филин Н. В. Об историческом прототипе Ильи Муромца. «Летопись Я. А. Коменского» и предание о Елье Моровлине (http://histline.narod.ru)

159. Фроянов И. Я. Исторические условия крещения Руси. – Л.: Знание, 1998.

160. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. — Париж, 1937.

161. Флоря Б. Н. Кирилл и Мефодий // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002. Электронная версия.

162. Флоря Б. Н., отв. Ред. Христианство в странах Восточной, Юго–Восточной и центральной Европы на пороге второго тысячелетия Рос. Академия наук. Ин–т славяноведения. М.: Языки славянской культуры, 2002. с.480.

163. Фризе Х. Ф. История польской церкви от нач. христианства в Польше до наших дней. Т. 1. Варшава, 1895.

164. Фроянов, Л. «Исторические условия крещения Руси» Общество «Знание». 1988 г.

165. Чернецов А. В. Двоеверие: мираж или реальность? // Живая старина. 1994, №4, с. 16–19.

166. Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.

167. Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб., 1906.

168. Шафаревич И. Р. Трёхтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. С–Пб, — 2002.

169. Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в IV –VI вв. по Р. Х. М., 1908.

170. Ширинский С. С. Археологические параллели к истории христианства на Руси//Древняя Русь и славяне. М., 1973.

171. Щебальский П. Начало Руси. М., 1886.

172. Экономцев И. Н. Православие, Византия, Россия – М.: Христианская литература, 1992


[1] Albert Camus, Essais, Biblioteque de la Pleade (Paris: Editions Gallimard, 1965) 1224 (A. T.), as quoted in Reason and Revelation, Richard H. Akkeroyd (Mercer University Press, 1991), 31.

[2] Fenton John Anthony Hort, Judaistic Christtianity (Macmillan and Co., London, 1898), 200.

[3] Magnus Zetterbolm, The Formation of Christianity in Antioch (Routleadge, London and New York, 2003), 223–4.

[4] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), – 16.

[5] Mosheim, century 3, part 2, chapter 5, sec. 18.

[6] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), 14.

[7] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), 15

[8] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), 14.

[9] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), 15.

[10] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), 17.

[11] John Lawrence Mosheim, An Ecclesiastical History, v. 1, London, R. Baynes, 1819, p. 408.

[12] Dom Charles Poulet, A History of the Catholic Church, v. 1, B. Herder Book Co., 33 Queen Square, London, W. C. 1936, p. 122.

[13] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), 20.

[14] Там же, 20.

[15] Philip Schaff, History of the Christian Church, v. III, New York, Charles Scribner’s Sons, 1884, 140–1.

[16] Там же, 142–3.

[17] Donald Matthew, Atlas of Medieval Europe (Facts on File, Inc.: New York, 1983), pp. 82–3.

[18] Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991. т. 1. С.41.

[19] Г. Г. Прошин. Как была крещена Русь. Второе крещение. М., 1988. С.10–199. Цит. по С. В. Бушуев, Г. Е.Миронов. История государства Российского. Кн.1. IX – XVI вв. С. 84.

[20] В. П. Оргиш "Древняя Русь", стр. 31.

[21] В своей книге «Домонгольская Русь» М. Б Свердлов пишет о том, как восточнославянские племена расселились в этот период (VII‑IX доп. В. К.) от Прикарпатья, Днепра и Южного Буга до среднего течения Оки, верховьев Северского Донца и Дона, от Псковско- Ильменского межозерья до Среднего Поднепровья. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. С–Пб.,2003. С. 84. При этом он ссылается на труды таких авторов как, Ляпушкин И. И.(1968), Никольская Т. Н.(1981), Седов В. В.(1982; 1984) Смиленко А. Т. (1989) Племена дулебов, хорватов, тиверцев, уличей, полян, древлян, дреговичей, северян, радимичей, кривичей и словен расселялись на обширные территории, разделенные лесными массивами и болотами. Их поселения располагались гнездами с расстояниями между ними от 30–40 до 100 километров и более. Ляпушкин И. И. 1968. С. 128. цит. по Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. С–Пб.,2003. С. 84.

[22] Семенова. Словарь Российской империи. сл. Пересечина. цит. по Голубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1997. С. 3.

[23] Голубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1997. С. 4.

[24] Голубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1997. С. 6

[25] Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991. т. 1. С.53.

[26] Там же. С. 54

[27] Голубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1997. С. 14.

[28] Там же. С. 14.

[29] Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988. С. 86–87.

[30] Николаев В. Славяно–българскиат фактор в христианезацията на Киевска Русия. София, 1949. С. 163.

[31] Помимо В. Николаева данный взгляд разделяет и русский исследователь Е. Е. Голубинский.

[32] Связи восточных славян со многими европейскими и азиатскими странами активно содействовали освоению славянами культур многих народов. Их служба в рядах хазарской, византийской и моравской армий сыграла не последнюю роль в знакомстве Руси с различными иноземными религиями и традициями. Род деятельности купцов и воинов заставлял их подолгу жить в Багдаде, Сирии, Константинополе, Каире, на Крите и в Сицилии. Несомненно, они познакомились с александрийской, константинопольской и римской церквами, иудаизмом и исламом еще в VI‑VII вв. В качестве трофеев война приносила воинам не только материальные ценности, но и ценности духовной культуры, в качестве пленников — не только рабов, но и военачальников, мыслителей, специалистов разного профиля, священнослужителей.

[33] Очерки истории СССР. IX – XIIIвв. М., 1953. С. 106.

[34] Поспелов Д. Православная церковь в истории Руси, России, СССР. М. ББИ. С. 28.

[35] Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988. С. 93.

[36] Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. Ч. 1. СПб., 1914. С.32.

[37] Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси: IX‑X вв. М., 1980. С. 35–38.

[38] Острогорский М. Элементарный курс Русской Истории. Петроград. 1915 г. С. 11

[39] К примеру, В. Тредиаковский в своем труде «Три рассуждения о трех главнейших древностях Российских», ссылаясь именно на иностранные древнейшие источники, еще в XVIII в. называл две весьма далекие, но вполне возможные даты основания Киева — 401 и 430 гг. Тредиаковский В. Три рассуждения о трех главнейших древностях Российских. М.: 1757. С. 123.

[40] Приселков М. Д. Русско–византийские отношения в IX‑XII вв. Вести древнерусской истории. 1939. № 3. С. 98–109.

[41] Ключевский говорит о варягах как о наемниках, которые приходили на Русь что бы служить в княжеских дружинах либо с торговыми целями. Эти пришельцы были скандинавского происхождения. В. Ключевский. Краткое пособие по Русской Истории. М. Прогресс–Панагея. 1992 г. С.20.

[42] В. Ключевский. Краткое пособие по Русской Истории. С.22.

[43] Е. Е. Голубинский. «История Русской церкви». М. Общество Любителей Церковной Истории. 1997 г. С.128

[44] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – Т. 1. – М.: Общество любителей церковной истории, 1997, с. 67.

[45] Там же, с. 68. Голубинский также отмечает, что сторона христиан, которая не была господствующей в этом договоре, поставлена выше стороны господствующей, да и плюс ко всему, о христианах в этом договоре говорится от первого лица, а обо всех остальных (язычниках) от третьего лица. Такое построение предложения свидетельствует о том, что инициатива заключения этого договора исходила от христиан, они были главными, они составляли господствующую политическую партию, элиту, в их руках находилось ведение государственных дел. Продолжая развивать эту идею, Голубинский делает предположение, что и сам Игорь, в правление которого был заключен этот договор, скорее всего, склонялся к христианству или же внутренне сам уже был христианином, хотя и не исповедовал этой веры публично. Там же.

[46] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – Т. 1. – М.: Общество любителей церковной истории, 1997, с. 67.

[47] Татищев В. H. История Российская. М., 1963, т. II, с. 47.

[48] Карамзин Н. М. История государства Российского Т.I‑IV. – Калуга, 1993, с. 86

[49] Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. 70 — 71.

[50] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – Т. 1. – М.: Общество любителей церковной истории, 1997, с. 242.

[51] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси, глава VIII (http:// book‑case.kroupnov.ru).

[52] Сахаров А. Н. Русь на международных путях // Страницы минувшего. – М.: Советский писатель, 1991. – С. 539.

[53] Там же.

[54] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – Т. 1. – М.: Общество любителей церковной истории, 1997, с. 242.

[55] Литаврин Г. Г. О датировке посольства Ольги в Константинополь. — История СССР, 1981, № 5, с. 180 — 183.

[56] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси, глава VIII (http:// book‑case.kroupnov.ru).

[57] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси, глава VIII (http:// book‑case.kroupnov.ru).

[58] Карамзин Н. М. История государства Российского Т.I‑IV. – Калуга, 1993, с. 87.

[59] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – Т. 1. – М.: Общество любителей церковной истории, 1997, с. 77

[60] Карамзин Н. М. История государства Российского Т.I‑IV. – Калуга, 1993, с. 87.

[61] Сахаров А. Н. Русь на международных путях // Страницы минувшего. – М.: Советский писатель, 1991. – С. 540.

[62] Сахаров А. Н. Русь на международных путях // Страницы минувшего. – М.: Советский писатель, 1991. – С. 543.

[63] Там же. 541.

[64] Там же, 542

[65] Сахаров А. Н. Русь на международных путях // Страницы минувшего. – М.: Советский писатель, 1991. – С. 543.

[66] Рыбаков Б. А. Рождение Руси., М.: АиФ Принт, 2003, с. 146.

[67] Сахаров А. Н. Русь на международных путях // Страницы минувшего. – М.: Советский писатель, 1991. – С. 544.

[68] Бушуев С. В., Миронов Г. Е. История государства Российского, с. 71

[69] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – Т. 1. – М.: Общество любителей церковной истории, 1997, с. 77

[70] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси, глава VIII (http:// book‑case.kroupnov.ru).

[71] Филин Н. В. Об историческом прототипе Ильи Муромца. «Летопись Я. А. Коменского» и предание о Елье Моровлине (http://histline.narod.ru).

[72] Фризе Х. Ф. История польской церкви от нач. христианства в Польше до наших дней. Т. 1. Варшава. 1895. С. 45.

[73] Седов В. В. Об одной группе древнерусских крестов//Древности славян и Руси. – М.: Наука, 1988. – С. 64

[74] Как известно, Моравия была одной из самых первых стран Европы, осмелившейся сказать «нет» католичеству и даже вставшей в авангарде борьбы за очищение Церкви от целого ряда привнесенных вероучений. Возможно, восстание гусситов могло быть естественным следствием различия между церковными иерархами, сделавшимися ставленниками Рима, и местным населением.

[75] Карамзин Н. М. История государства российского. Тула, 1990. В 4–х томах.

[76] «Повесть временных лет» была составлена в 1039 г. под надзором и при побуждении митрополита грека Феопемпта – первого греческого метрополита на Руси, человека, стрямящегося обосновать законность греческой церкви на Руси всеми возможными способами.

[77] «Повесть временных лет» Год 6494 (986).

[78] «Повесть временных лет» Год 6494 (986).

[79] «Повесть временных лет» Год 6494 (986).

[80] Повесть временных лет» Год 6495 (987).

[81] Повесть временных лет» Год 6496 (988).

[82] http://www.hrono.ru Платонов С. В. Полный курс лекций по русской истории.

[83] «Повесть временных лет» Год 6496 (988).

[84] Эта схема требует уточнений. В византийских источниках не удается отыскать никаких данных об участии корсунян в мятеже против императора. Предположение, будто киевский князь разгромил Корсунь по просьбе Василия II противоречит всему, что известно о русско–византийских отношениях. Византийские дипломаты старались любой ценой обезопасить корсуньскую фему от нападения русов и хазар, свидетельством чему служит договор с князем Игорем 944 г. Заняв Корсунь, русские получили самую удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Какой бы ни была ситуация, Василий II не имел причин отдавать богатейший византийский город на разграбление варварам. http://www.world‑history.ru

[85] http://www.hrono.ru Платонов С. В. Полный курс лекций по русской истории.

[86] http://www.magister.mts

[87] Карамзин, Н. М. История государства Российского Т. I. С. 105–106.

[88] Сам Приселков писал так: «Заключая свой труд, оглядываясь на пережитое, испытываю потребность благодарно вспомнить ту неоценимую словом помощь, какую встретил в советах и указаниях глубокоуважаемого А. А. Шахматова, в личном общении с которым питал увлечение к научной работе». Приселков М. Д. Русско–византийские отношения в IX‑XII вв. Вести. древнерусской истории. 1939. № 3. С. 8.

[89] Титов В. Е. Православие. М. Политиздат. 1974 г. С.11

[90] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. I. М., 1997. С. 151 -152.

[91] Похвала равноапостольскому Князю Владимиру и житие его, сочинение мниха Иакова. Цит. По кн. М. Макария. История Рус. Церкви. http://rus‑sky.com/church_his

[92] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. I. М., 1997. С. 152.

[93] Там же. С 152.

[94] Там же. С 152.

[95] Там же. С 154.

[96] Там же. С 181.

[97] История Льва Диакона Калойского и другие сочинения византийских писателей. Пер. Д. Попова. СПб., 1820. Кн.X. Гл.X. С. 108.

[98] Biblioteca Graeca medii aevi. IV. C.10. Перевод взят у В. Г. Василевского. (Труды. Т. I. С. 197).

[99] Е. Е. Голубинский. История Русской церкви. Изд–е 2. Т. I. С. 252.

[100] Zonarae. Ed. Dindorfii. VI. 114. Пер. Е. Е. Голубинского.

[101] Присёлков М. Д. Очерки по церковно–политической истории Киевской Руси X‑XII вв. СПб., 2003. С. 24.

[102] Розен В., барон. Император Василий Болгаробойца // Прилож. к XLIV–му тому Записок Импер. Акад. Наук. СПб., 1883.

[103] Там же. С. 23–24.

[104] Из того, что киевское войско явно помогло императору Василию спасти колебавшийся трон, можно предположить, что Византия согласилась на условия — какие бы они ни были. Но когда пришло время расплаты, со стороны императора Василия, очевидно, произошла какая‑то заминка, а, может быть, и отказ в выполнении обещаний. Владимир по–своему напоминает Византии об ее обещании идти войной на Корсунь. В. Г. Васильевский сообщает нам дату этого события, как случившегося позже апреля 989 г. Василевский. В. Труды. Т. II. С. 100.

[105] Лев Диакон. История. М., 1998. С. 91; Богданова Н. М. О времени взятия Херсонеса князем Владимиром.//Византийский временник. Т.47. М., 1986. С.44.

[106] Николаев В. Славяно–българскиат фактор в христианезацията на Киевска Русия. София, 1949. С. 105–112.

[107] ПСРЛ. М., 1962. Т.1.С. 109–112.

[108] Память и похвала князю Владимиру и его Житие по списку 1494 г. //Записки Академии наук по историко–филологическому отделению. СПб., 1897. Т.1.N 6. С.2–8.

[109] Пресняков А. Е. Княжое право Древней Руси. Лекции по русской истории. М., 1993. С. 346, 347.

[110] Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца.//Императорской Академии наук. Т. 44. СПб., 1883. С.219.

[111] Держава Самуила вела в то время напряженную борьбу с Византией и, конечно, была более уступчивой в церковном вопросе для Владимира, так как этим она «отбивала» у императора грозного северного союзника, памят­ного, конечно, по походам Святослава.

[112] Херсонес, или Корсунь, в силу своего завоеванного положения, не мог, да и вряд ли желал претендовать на подчинение себе Русской церкви. Его роль, в представлении князя Владимира, была более скромной: послужить точкой отсчета официальной реформы и дать учителей и священнослужителей, знакомых со славянской грамотой. Последних в Корсуне было немало. В любом случае, для того чтобы последовательно провести религиозную реформу, невозможно было обойтись без помощи болгар: для религиозной кампании необходимы были славянские книги и учителя. Константинополь не имел никакой возможности поставить Руси ни богослужебных книг на церковнославянском языке, ни сведущих в местном наречии священников. Да и вряд ли князь Владимир просил об этом греков.

[113] Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988. С. 94.

[114] Хазарская миссия и дипломатические инструкции Константина VII своим потомкам, в том числе его советы о противопоставлении хазар и печенегов Руси, были созданы как раз с этой целью.

Константин Багрянородный. Об управлении государством. Изв. Акад. истории материальной культуры. Вып. 91. М., 1934. С. 6.

[115] Филарет. История Русской церкви. Т.1. М., 1848. С. 21.

[116] Оргиш В. П. Древняя Русь. Образование Киевского государства и введение христианства. Минск, 1988. С. 119-120.

[117] Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. Зап. историко-филологический фак. Санкт-Петербургского ун-та. 1913. Вып. 15. Ч. 116. С. 31.

[118] На основании прочтения по одной из редакций Жития Владимира и косвенного свидетельства Титмара Мерзебургского А. А. Шахматов пришел к выводу, что Анастас Корсунянин, упоминаемый в источниках, был епископом. Шахматов А. А. Заметки к древнейшей истории русской церковной жизни//Научный исторический журнал. СПб., 1914.Т.II.Вып.2. N4. С.53.

[119] Например, дважды повторяется рассказ о походе на половцев (от 1103 и 1111) по Ипатьевскому списку. (ПСРЛ. М., 1962. Т.II. Стлб.252-256,264-268).

[120] Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988. С. 94-96.

[121] Рудаков. Истор. Христ. церкви. 1895. стр.86.

[122] Талис Д. Л. Из истории русско-корсунских отношений IX-X вв. Византийский временник. Т. 14. М., 1958. С. 88.

[123] Бегунов Ю. К. Русское слово о чуде Климента и кирилло-мефодиевская традиция.//Slavia, r.43,N1. Praha, 1974. С.27-28; Лавров П. Жития херсонских святых в греко-славянской письменности. М., 1918. С.111. Христианство в Крыму и его крупнейшем центре Корсуне, к X веку в значительной степени разнилось с византийской формой. Главным образом это объясняется удаленностью данного региона от политического центра Византии и многовековой традицией ссылать сюда инакомыслящих. Этот причерноморский город к концу X в. располагал священнослужителями, знавшими славянский язык. Полная независимость Корсуни от Константинополя, которая была достигнута во второй половине десятого века, также способствовала религиозному самоопределению этого города, чьи традиции воспримет и русское духовенство.

[124] ПСРЛ. М., 1962. Т.1. Стлб.116,117; Бегунов Ю. К. Указ.соч. С.27.

[125] Автор «Памяти» причиной корсунского похода считает желание Владимира привести на Русь из Корсуни «людей христианских и попов». Память и похвала князю Владимиру и его Житие по списку 1494 г. //Записки Академии наук по историко-филологическому отделению. СПб., 1897. Т. 1. N 6. С. 27. Примеру Киева и Новгорода, официально принявших новую религию, последовали Ростовские земли. Одновременно с Ростовым христианство укоренялось и в Суздальских землях. Сам Владимир приехал туда для этой цели и в 992 г. на берегу Клязьмы основал город, назвав его по своему имени. Вероятнее всего христианство появилось еще при жизни Владимира в Полоцке, в Древлянской земле, во Владимире-Волынском, в Туре, в Пскове, в Смоленске, в Луцке, в Муроме, в Тмутаракани и других местах.

[126] ПСРЛ. М.,1962. Т.1. Стлб.124.

[127] Домонгольская Русь. С. 287.

[128] Из истории русской культуры. С. 284. Ссылка на: Шапов.!989. С. 86. Гавлик. 1978. С. 85.

[129] У истоков религиозного раскола славянского мира. Алетейя. СПб. 2004. с. 139.

[130] Среди них следует упомянуть Г. М. Филиста, А. С. Кливанова.

[131] Никольский Н. К. Повесть временных лет. С. 170-198.

[132] Кузьмин А. Г., Падение Перуна. М., 1988, С. 21-54.

[133] Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988. С. 71.

[134] Кливанов А. С. Очерк истории чешского вероисповедного движения. Ч. 1-2. М., 1876. С. 274.

[135] Кирилл и Мефодий были преданы забвению в первые же годы после своей смерти. О них вспомнили в Моравии в XI в., где вновь появились тенденции к восстановлению национальной Церкви. Центр ее намечался в Ольмоуце. Образование национальной Церкви немыслимо без корней, поэтому лишь «восстановление моравского епископства в 1063 году воскресило воспоминание о первом моравском епископстве Мефодия». Кралик О. Повесть временных лет и легенда Константина о св. Вячеславе и Людмиле. Т. 19. М., 1963. С. 200.

[136] Филист. С. 76.

[137] В. Николаев, "Славяно-болгарский фактор в христианизации на Киевской Руси". София, 1949, с. 23.

[138] Житие Мефодия. Сказание о начале славянской письменности. С. 97.

[139] Г. М. Филист, Введение христианства на Руси. Минск: Беларусь, 1988, с. 78.

[140] Прежде чем братья добрались до Рима, папа Николай умер, и на его место был избран папа Адриан II, который в свою очередь горячо поддержал намерения братьев. Ванчура Владислав. Картины из истории чешского народа. М., 1991. С. 51.

[141] Житие Константина. Сказание о начале славянской письменности. М., 1981. С. 86-87.

[142] В XIX в. между представителями Католической и Православной церквей началась настоящая война за принадлежность Кирилла и Мефодия к той или иной миссионерской кампании. Эта борьба не утихла и не потеряла своей актуальности и в наши дни.

[143] Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988. С. 76-77.

[144] Там же. С. 75-77.

[145] Щебальский П. Начало Руси. М., 1886. С. 30.

[146] Одна из самых трудных задач просветителей состояла в том, чтобы поладить с Римской церковью, так как последняя далеко не во всем была согласна с Византией, а Моравия, как известно, была к тому времени уже под юрисдикцией Рима. Разногласия между Римом и Константинополем уже на этом этапе касались многих доктринальных вопросов, равно как и богослужебной практики.

[147] Современные исследователи житий, в частности В. П. Оргиш, А. Ф. Замалеев и Е. А. Овчинникова, выявили много мифологического материала, который вносился в летописи под влиянием социально-политического и идеологического факторов. Таким образом, было обнаружено, что жития повторяли отрывки из других житийных материалов. Даже церковные историки вынуждены констатировать надуманность многих построений.

[148] Кирилло-мефодиевский сборник. М., 1865. С. 95-105.

[149] C. Edmand Maurice, Bohemia (T. Fisher Unwin LTD, London: Adelphi Terrace, 1896), с. 14.

[150] О. Кралик, "Повесть временных лет и легенда Кристиана о св. Вячеславе и Людмиле Труды отдела древней русской литературы, т. 19, Москва: 1963, с. 200.

[151] Липовский. Христианство у славян // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.

[152] Проримски настроенный константинопольский патриарх Игнатий, сменивший Фотия в 867 г., был ярым сторонником триязычия (т.е. использования всего трех языков в Церкви: еврейского, греческого, и латинского). Да и основная масса византийского духовенства тоже относилась с большой осторожностью к введению богослужения на национальных языках.

[153] Который в монашестве принял имя Кирилл.

[154] Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских // Избранные жития святых (III–IX). М.: Молодая гвардия, 1992. С. 400.

[155] Там же. С. 400. Действительно, многие еретические течения в то время переходили на местный язык. Буданов. http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/attitude/part3/index.html

[156] Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 146. Краткий обзор распространения христианства у этих народов и появления Св. Писания на родном языке см. в Мецгер Брюс М. Ранние переводы Нового Завета: Их источники, передача, ограничения. М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2002.

[157] Буданов. http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/attitude/part3/index.html.

[158] Иванов. Византийское миссионерство. С.317–318.

[159] Там же.

[160] Липовский. Христианство у славян // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.

[161] Там же.

[162] R. W. Seton-Watson, A History of the Czechs and Slovaks (Archon Books, Hamden, Connecticut, 1965). Сетон-Уатсон также сообщает о плохом отношении к Мефодию в тюрьме (с. 13).

[163] Ванчура Владислав. Картины из истории чешского народа. М., 1991. С. 58-59.

[164] Там же. С. 63.

[165] Оппозиция идеям Кирилла и Мефодия исходила не только от германцев, но находила почву и в самой Моравии. "Святополк, племянник Ростислава, похоже уже являлся номинальным христианином, однако это мало сказывалось на его жизни и даже на внешнем богопоклонении; он встал в жесткую оппозицию апостолам славян" C. Edmand Maurice, Bohemia (T. Fisher Unwin LTD, London: Adelphi Terrace, 1896), с. 11.

[166] Сказание о начале славянской письменности. М.: 1981, с. 196.

[167] См. Сказание о начале славянской письменности. М., 1981. С. 196.

[168] Ванчура Владислав. Картины из истории чешского народа. М., 1991. С. 51.

[169] Как повествуют нам Жития, «устроя училища для славянских отроков, они приобрели много учеников, готовых быть хорошими учителями и достойными священнослужителями в своем народе» Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских. С. 402.

[170] Там же. С. 70-71.

[171] Филист, с. 75.

[172] Marvin Kantor, The Origins of Christianity in Bohemia (Northwestern University Press, Evanston, Illinois, 1990), 4.

[173] Там же, 7.

[174] Там же, 13.

[175] Там же, 14.

[176] Турилов, Флоря. С. 402.

[177] Турилов, Флоря. С. 452.

[178] Греков Б. Д. Первый труд по истории России. Ист. журн. 1943. Кн. 11-12. С. 59.

[179] Повесть временных лет. Ч. 1. М., 1950. С. 218.

[180] Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988. С. 68-69.

[181] Алексеев. Текстология славянской Библии. С. 146.

[182] Житие Константина. Сказание о начале славянской письменности. М., 1981. С. 78. Формирование глаголицы делят на два этапа. Первый этап можно отнести к 855 г. — по словам черноризца Храбра это точная дата составления глаголицы. Начало же второго этапа связано с путешествием Константина в Хазарию, о котором сказано: «Нашел же здесь [в Херсонесе] Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив его со своим языком, различил буквы гласные и согласные, и, творя молитву Богу, вскоре начал читать и излагать их».

[183] См. Лось И. Глаголица // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Электронная версия.

[184] Флоря Б.Н. Кирилл и Мефодий // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002. Электронная версия.

[185] Лось. Глаголица. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[186] Согласно Житию, слова первой главы Евангелия от Иоанна — «Искони бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» — были первыми словами, переведенными на славянский язык. См. Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских. С. 400.

[187] Как справедливо замечают А.А. Турилов и Б.Н. Флоря, «Перевод, выполненный по инициативе христианского миссионера, но не привлекший к себе внимания, вряд ли имел бы шансы сохраниться…» (Турилов А.А., Флоря Б.Н. Христианская литература у славян в середине X — середине XI в. и межславянские культурные связи // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Рос. академия наук. Ин-т славяноведения; Отв. ред. Б.Н. Флоря. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 399).

[188] Алексеев. С. 146–153

[189] Историческое обозрение богослужебных книг грекороссийской церкви. Киев, 1836. С. 97-150.

[190] Frederick C. Conybeare, Russian Dissenters (NY: Russell and Russell, 1962), 263.

[191] Кузьмин А. Г. Принятие христианства на Руси. Вопрос научного атеизма. М., 1980. Вып. 25. С. 34-35. По его мнению, есть серьезные основания предполагать, что христианство распространилось среди русского народа именно в русле кирилло-мефодиевской традиции. Позднее она была вытеснена византийской версией, которая в ходе углубления процесса феодализации стала более выгодной господствующему классу.

[192] Бильбасов В.А. Кирилл и Мефодий. Ч.I. СПб.,1868. С.166.

[193] Кузьмин А.Г. Указ.соч. С.26; Лурье В.М. Чаша Соломона - Чаша Ездры.// Славяне и их соседи. Вып.5. М.,1994. С.11,19

[194] ПСРЛ. Т.1 М.,1962. Стлб.28

[195] Голубинский Е.Е. Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские. М.,1885. С.62; Никольский Н.К. К вопросу о сочинениях, приписываемых Константину Философу.//Известия по русскому языку и словесности. Л.,1928. Т.1. Кн.2. С.145.

[196] Dimitri Obolensky, The Legacy of SS Cyril and Methodius, pp. 23-30 in The Legacy of St. Vladimir, ed. J. Breck, J. Meyendorff, and E. Silk (St. Vladimir's Seminary Press, Crestwood, NY, 1990), 28.

[197] Там же, с. 28-29.

[198] Все историки отмечают толерантность чешской нации. О моравских братьях всегда шла молва как об искренних христианах, обладавших более чем теоретическими познаниями. Сам основатель Методистской церкви Джон Уэсли духовно прозрел благодаря моравским братьям.

[199] Малколм Ламберт, разбирая предысторию гуситского движения в Богемии, говорит о длительном обозримом периоде религиозного диссидентства, характерном для Моравии.

[200] Бодянский О. М. Кирилл и Мефодий. Собрание памятников до деятельных святых первоучителей и просветителей славянских племен относящихся. М., 1862. С. 25.

[201] Никольский Н. К. К вопросу о русских письменах, упоминаемых в Житии Константина Философа.// Известия по русскому языку и словесности. Л., 1928, С. 415.

[202] Бодянский О.М., 26.

[203] Замалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л., 1991. С.36.

[204] Никольский Н.К. К вопросу о русских письменах, упоминаемых в Житии Константина Философа.// Известия по русскому языку и словесности. Л., 1928, 415.

[205] Лурье В. М. Чаша Соломона - Чаша Ездры.// Славяне и их соседи. Вып.5. М., 1994, 18. Подобные же тенденции можно заметить и на Балканах. К примеру, в последней трети X в. в Западной Болгарии появляется целый ряд деятелей, противостоявших византийской экспансии, с характерными библейскими именами (Аарон, Давид, Моисей, Самуил). Подобного рода факт отражает использование ветхозаветного материала в кирилло-мефодиевской традиции, равно как и стремление славянского государства утвердить свою независимость от Константинополя.

[206] Из истории русской культуры.Т. 1. В. Я.Петрухин. Языки русской культуры. М., 2000. С. 277-288

[207] Там же. С. 280.

[208] Там же. Ссылка на: Успенский 1994а, Толстой 1998. Т. 2. С. 30.

[209] Никольский Н. К. О древнерусском христианстве. Русская мысль. М., СПб., 1913. Кн. 6. С. 12.

[210] Вот как, к примеру, описывают жизнь раннего киевского аскета Феодосия современные исследователи: «Все свое время Феодосий проводил в “трудах” и бдении. Никогда не радел о своей плоти. Спал только сидя на стуле. Рясу носил худую, из колючей шерсти. По ночам, когда налетали комары, выходил из “печерки” и, обнажившись до пояса, прял лен, пока тело его не было “покръвенно”. Над ним смеялись “мнози несъмысльнии”, однако он терпеливо сносил укоризны и досаждения, помня о “великой награде” на небесах».

Замалеев А. Ф. Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л., 1991. С. 32.

[211] Там же. С. 33.

[212] Там же. С. 35. Геллер также отмечает, что то на протяжении 200 лет Византия не желала канонизировать Владимира, помня его независимую политику. Геллер М.Я. История Российской империи. Т.1. С.26.

[213] Повесть временных лет. Под ред. В. П. Андриановой-Перетц. М., 1950. Ч. 1. С. 285.

[214] Со временем проповедь о милосердии уходила на второй план, а использование насильственных методов оправдывалось и подтверждалось византийским законодательством. По признанию уже современных иерархов византийское законодательство принесло в нашу страну карательные жестокости вместо существовавшего прежде на Руси наказание деньгами.

Материалы Международной церковно-исторической конференции, посвященной 1000-летию Руси (Киев, 21-28 июля 1986 г.). Богословские труды. М., 1986. Сб. 28. С. 10.

[215] «Книги законные», содержащие в себе в древнерусском переводе византийские законы земледельческие, уголовные, брачные и судебные, изданные А. Павловым. СПб., 1885. С. 22-23.

См. также: Крещение Руси в трудах русских и советских историков. М., 1988. С. 258-264.

[216] Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., 1979. С. 500.

[217] Ширинский С.С. Археологические параллели к истории христианства на Руси.// Древняя Русь и славяне. М.,1973, 205.

[218] Литаврин Г. Г. Древняя Русь, Болгария и Византия в IX-X вв. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1983. С. 71.

[219] C. Edmand Maurice, Bohemia (T. Fisher Unwin LTD, London: Adelphi Terrace, 1896), с. 10.

[220] Volume III, page 153.

[221] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), 23

[222] Newman, A.H. A Manual of Church History, Vol. I, p. 381.

[223] Интересно отметить, что период возрастания Кирилла и Мефодия как раз совпадает со вторым иконоборческим периодом (813-842).

[224] Материалы Международной церковно-исторической конференции, посвященной 1000-летию Руси (Киев, 21-28 июля 1986 г.). Богословские труды. М., 1986. Сб. 28. С. 40.

[225] (Responsa Nicolai Papж I and Con-Consulta Bulgarorum, Responsum 10, found in Mansi, Sacrorum Concilorum Nova et Amplissima Collectio, Vol. 15; p. 406; also Hefele, Conciliengeshicte, Vol. 4, sec. 478).

[226] Hefele, 4 346-352, sec. 478.

[227] Говоря об обогащении славянской культуры европейской цивилизацией, мы не имеем в виду исключительно экономическую и политическую сторону дела, так как заявлять об общей отсталости славян во всех сферах жизни было бы несправедливо, равно как и сказать, что Византия легко справлялась с соседствующими с ней вражескими племенами.

[228] Оргиш В. П. Древняя Русь. Образование Киевского государства и введение христианства. Минск, 1988. С. 109.

[229] Ведение христианства на Руси. Под. Ред. А. Д. Сухова. М., 1987. С. 87-89.

[230] Материалы для истории письмен восточных, греческих, римских и славянских. М., 1855. С. 27.

[231] Эта автономия и право на избрание архиепископа болгарской национальности сохранялось в Болгарской церкви до 1056 г., даже после того как Болгария пала под натиском Византии в 1019 г.

[232] Дринов М. Южные славяне и Византия в X в. М., 1876. С. 65—66.

[233] В конце Х в. Болгария, наполовину захваченная Византией, испытывала могучий интеллектуальный подъем. Причем, не меняя официально православного вероисповедания, принятого в 865 г., болгары сильно отошли от Византии по мировоззрению. Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М., 2003. стр. 54.

[234] Этому есть множество подтверждений. Главные из них мы находим в филологии. Богослужебные книги Русской православной церкви очень близки к языку, употреблявшемуся в Болгарии в X в. Несмотря на многовековые трансформации, болгарская речь по-прежнему сохраняет многие сходные с церковнославянским языком черты. Выбор болгарского языка обусловлен несколькими факторами. Во-первых, в силу близости к Восточной империи и регулярного общения ее населения с болгарами население Болгарии обладало к тому времени одним из самых развитых славянских наречий. Во-вторых, выбор болгарского языка Кириллом и Мефодием объясняется еще и тем, что они знали его более других, так как в Солуни и ее окрестностях основным языком был славяно-болгарский.

[235] Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб.,1908. С. 75.

[236] Присeлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 40.

[237] Архив: N10, июль-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: