Общества верных

В тот же самый период времени не оставалась в тени и другая русская церковная традиция. 1230–е г. — время деятельности Авраамия Смоленского, который ревностно проповедовал и комментировал народу непонятные места Священного Писания и чуть не поплатился за это жизнью. Его деятельность имеет сходство как с его предшественниками, славянскими просветителями, так и с последующими поколениями проповедников, которые на определенном этапе будут возведены в разряд "еретиков".

В конце XIII–го века Новгородские хроники, наименее пострадавшие от пламени монголо–татарских пожаров, отмечают популярность так называемых обществ "верных". "Верные" в основном собирались по домам небольшими группами. Они считали, что нести свет Евангелия людям могут не только священники, но и простые люди, просвещенные Божьим Словом и живущие согласно написанному в Писаниях. Они учили также, что собрание верующих и есть церковь, а где они собираются — это уже второстепенно, т. е. богослужение можно проводить и в своих домах, как в первоапостольской церкви делалось, и что в храм можно и не ходить. Уход от Византии и изучение Библии — вот главные характеристики этих обществ.

Трифоновский сборник (1274–1312 г.), отразивший диссидентские настроения рубежа XIII и XIV столетий, включил сочинения, осуждавшие церковную иерархию византийской традиции. В них, к примеру, говорилось: "Погыбение наипаче бывает от епископ и попов грехов." "Да не входить благоверный в церковь нечестивых, не место бо человека святить, но человек место. "В других местах сборника говорится о праве верующих собираться вне церкви, слушать учителей из народа. Миряне и низшие церковнослужители, говорилось, могут стать учителями веры. В составленном тогда же Слове о лживых учителях его автор восхваляет книжное учение, обличает невежественных священников, тех, кто, "моряще себя и онех гладом душевным", и восклицает "горе же тому, иже не почитает святых книг писания пред всеми…"

Автор призывает проповедовать не в церковных стенах, а под открытым небом; право на нее имеет всякий: "Лепо же есть всем славити Бога и проповедати учение его". Божественную истину, делает он вывод, должны проповедовать грамотные представители самого народа, например, "чтецы и певчие"; "да еще добре научить и простой, — и то добро". Взгляды автора по сути дела представляют собой продолжение учительских традиций, заложенный в свое время на Руси славянскими просветителями. "Простцы" по несколько человек, игнорируя церковные храмы и посвященных попов, продолжали собираться в домах, читали книги и пели молитвы. Их "общества верных" противостояли официальной церкви. О популярности и распространенности сборника, а также об устойчивости передаваемых в нем тенденций можно судить из того факта, что около 1380 года этот сборник был переписан в близком к оригиналу варианте.

В 1355 году была написана рукопись Странники, выражающая сходные тенденции. К 1363 году Успенская церковь в Новгороде была расписана в необычном, "протестантском", или скорее древне–славянском, невизантийском стиле.

Церковь периода монголо–татарского ига, таким образом, трудно назвать монолитной и идейно сплоченной. Летопись о начале XIV–го века повествует о противостоянии в Новгороде, когда некоторые учителя отрицали монашество, называя его "бесовским учением", выступали против некоторых других официальных церковных догмат. Это учение, свидетельство о котором почти не сохранилось, было осуждено на церковном соборе 1311 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: