Из многих возможных дополнительных условий синтеза (ограничений), которые можно проверить по картине зацепления, рассмотрим три условия: отсутствие заострения зубьев, отсутствие интерференции зубьев и обеспечение непрерывности взаимодействия зубьев.
Заострение зуба получается, если точка T (см. рис.6.17) пересечения двух симметричных профилей располагается вблизи окружности вершин зубьев, и толщина зуба по этой окружности получается менее некоторой величины, например (0,1—0,15)m. Для устранения заострения зуба можно уменьшить радиус окружности вершин или изменить коэффициенты смещения.
Интерференцией (наложением) зубьев называется явление, состоящее в том, что при рассмотрении теоретической картины зацепления часть пространства оказывается одновременно занятой двумя зубьями разных колес. Для внешнего эвольвентного зацепления условие отсутствия интерференции состоит в том, что взаимодействие зубьев должно происходить только на участке АВ, где обеспечивается касание зубьев.
|
|
Условие непрерывности взаимодействия зубьев состоит в том, что вторая пара взаимодействующих зубьев должна войти в зацепление прежде, чем выйдет из зацепления первая пара. Если вращение колеса 1 (рис.6.18) происходит против хода часовой стрелки, то зуб входит в зацепление, когда его профиль пересекает линию зацепления в точке а и выходит из зацепления в точке b. Угол поворота зубчатого колеса от входа зуба в зацепление до выхода его из зацепления называется углом перекрытия колеса ja. Отношение угла перекрытия колеса к его угловому шагу называется коэффициентом перекрытия. Для колеса 1
(6.18)
Для непрерывности зацепления необходимо, чтобы угол перекрытия был больше углового шага, т. е. ea > 1.
По свойству образования эвольвенты дуга, которую проходит начальная точка эвольвенты от входа зуба в зацепление до выхода его из зацепления, равна длине активной линии зацепления ab. Следовательно, угол перекрытия для колеса 1 ja1 = ab / rb1
Подставляя значение угла перекрытия и углового шага в (6.18) получаем
(6.19) где рb = pmcosaw — шаг зубьев по основной окружности.
Формулу (6.19) можно получить также, если взять отношение угла перекрытия ja2 для колеса 2 к его угловому шагу t2.
Отрезок ab может быть вычислен из условия
Подставляя значения указанных отрезков из треугольников О1Аb, O1AP, O2Ba и O2BP, получаем
где aa1 и aа2 — углы профиля зуба у вершин, определяемые из соотношений:
Отсюда коэффициент перекрытия
(6.20)
или
ea =(1/ptcos aw) [√ (ra12- rb12) +√ (ra22-rb22) - awsinaw ]
Чем выше коэффициент перекрытия, тем лучше работает передача (меньше шум, вибрации). Увеличение коэффициента перекрытия может быть достигнуто применением косозубых колес (рис.6.20). В этом случае
|
|
e =e a + e β (6.21)
где - e β коэффициент осевого перекрытия.
Коэффициент осевого перекрытия — отношение угла осевого перекрытия φβ (угла поворота зубчатою колеса косозубой цилиндрической передачи, при котором общая точка контакта зубьев перемещается но линии зуба этого колеса от одного из торцов, ограничивающих рабочую ширину венца, до другого) к его угловому шагу τ:
(6.22)
Чем больше угол наклона линии зуба β, тем можно получить большую величину eβ при той же рабочей ширине венца.
Увеличение eβ позволяет повысить несущую способность, плавность работы передачи, уменьшить шум, но приводит к возрастанию скорости скольжения контактных точек вдоль линии зуба и осевой составляющей силы в зацеплении.
Рис.6.20
Наименьшее число зубьев. При проектировании зубчатых передач часто сталкиваются с проблемой габаритов передачи. Как было показано выше, размеры передачи зависят от ее модуля и числа зубьев колес. Величина модуля определяется из условий прочности передачи. Беспредельное уменьшение габарита за счёт уменьшения числа зубьев невозможно, т.к. при некотором числе зубьев наступают нарушения нормальной работы передачи.
Наименьшее число зубьев, обеспечивающее нормальную работу передачи, определяется из условия предотвращения заклинивания или подрезания ножки зуба шестерни головкой зуба колеса.
Эти явления могут происходить в тех случаях, когда длина активной части линии зацепления больше расстояния между точками касания основных окружностей с линией зацепления (предельные точки).
Если такая картина наблюдается при нарезании зубьев, то происходит подрезание ножки зуба, т.е. зуб ослабляется в опасном сечении, что может привести к выходу зацепления из строя.
Если увеличенная длина активной части линии зацепления наблюдается в работающей передаче, то происходит заклинивание, в результате чего - повышенный износ и разрушение зуба.
Установим условие отсутствия подрезания.
Рассмотрим DО1MO2 (рис. 6.16). Условие отсутствия подрезания
Из DО1MO2 имеем
(6.23)
Так как
то, подставив полученные выражения в (6.23), получим
(r2+2)2=(r1+r2)2+r21cos2 w-2(r1+r2)r1cos2 w (6.24)
Так как , то
(6.25)
Подставляя в (6.25) различные значения aw и i 12 получают z 1min, при котором еще нет подрезания зубьев.
i 12 | z 1min | |
aw = 20° | aw = 15° | |
5...6 | ||
7...12 | ||
13... |
Обычно для нормального зубчатого зацепления с углом aw = 20° принимают z 1min = 17.
Устранение подрезания при z < 17 обеспечивается за счёт коррегирования (исправления) зубчатого зацепления.
Угловая коррекция. Как видно из формулы (6.25) угол зацепления оказывает существенное влияние на условия подрезания.
При нарезании зубчатого колеса методом копирования для коррегирования нужно иметь специальный инструмент с повышенным углом зацепления. При использовании метода обкатки нарезание коррегировочного колеса производится нормальным инструментом.
Недостаток метода: уменьшается коэффициент перекрытия.
Применение укороченного зуба. При этом окружность головок выступов не должна заходить за предельную точку линии зацепления
Обычно применяют колеса с .
Недостаток - нестандартный инструмент, уменьшение e a.
Высотная коррекция. При этом методе высота зуба сохраняется, но перераспределяется соотношение между высотой головки и ножки зуба у колеса и у шестерни.
Это возможно только при i 12 >> 1.
Угловая и высотная коррекция путем смещения нормального инструмента.
Такая коррекция производится нормальным инструментом при нарезании зубчатого колеса методом обкатки. Определим требуемую величину смещения инструмента, обеспечивающую нарезание зуба без подрезания (абсолютное смещение).
|
|
(6.26)
где H = f× m - расстояние от средней линии инструмента (модульной рейки) до точки, которой осуществляется подрезание. Следовательно
(6.27)
При x = 0
Тогда
Коэффициент смещения:
(6.28)
Если Х > 0, то смещение положительное и колеса обозначаются К+. Особенность такого зацепления - повышенный угол зацепления и увеличенное межцентровое расстояние.
Иногда коррекцию зубчатых колес производят при z min > 17 для того, чтобы вписаться в заданное межосевое расстояние. При этом применяется коррекция методом смещения нормального инструмента.
При использовании указанного метода, диаметр делительной окружности остается неизменным, а диаметр начальной окружности увеличивается (при положительном) или уменьшается (при отрицательном) на 2 величины абсолютного смещения инструмента.
Коррекция может производиться так же для выравнивания коэффициентов удельного скольжения. В этом случае коэффициенты смещения инструмента выбираются по справочным таблицам.
Вопросы для самоконтроля
I. Какая кривая называется эвольвентной?
2. Задайтесь модулем m и числами зубьев z1 и z2 пары зубчатых колес и постройте графически картину зацепления.
3. Что такое коэффициент перекрытия? Каково его минимальное значение, необходимое для нормальной работы передачи?
4. Чем определяется наименьшее число зубьев, обеспечивающее нормальную работу передачи?
5. Как устранить подрезание ножки зуба при z < 17?
6. Как изменится межосевое расстояние зубчатой передачи, если оба колеса имеют положительную коррекцию?