Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Реплика – ответ, возражение, замечание на слова собеседника – отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.
Отличительные черты диалога:
–эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;
– ситуативность, т. е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются.
Для развития диалогической речи необходимо создание таких ситуаций, которые побуждают учащихся выражать свои мысли, чувства, обсуждать интересующие их проблемы. Следует учить детей высказывать свое мнение о том или ином событии, явлении; находить аргументы для подтверждения своей мысли; выслушивать другие мнения, сопоставлять их со своей точкой зрения. При этом важно использовать работу в парах и небольших группах, дающую возможность вовлекать в активную речевую деятельность большинство учащихся класса, прививать школьникам культуру общения, навыки употребления формул речевого этикета, умение внимательно, спокойно и доброжелательно выслушать собеседника; сказать ему приятное, выразить несогласие в необидной форме и т.п.
|
|
Приёмы работы по развитию навыков диалогической речи:
–слушание данного учителем диалога-образца, включающего словоформы, предназначенные для активного усвоения школьниками;
– заучивание и разыгрывание диалогов из сказок, рассказов;
– построение диалога по образцу (данному учителем; из сказок, рассказов);
– построение диалогов по данному началу (первой реплике);
– дополнение диалога репликой, вставка пропущенной реплики (из предложенных);
– построение диалога с опорой на рисунок (на рисунок и образец диалога, на рисунок и первую реплику);
– построение диалога с опорой на описанную учителем ситуацию;
– ролевые игры: ученики получают свои роли (журналиста, библиотекаря, продавца, покупателя и т. д.) и разыгрывают составленный диалог, реплики которого включают словоформы, предназначенные для усвоения.
Речевая ситуация – это исходная основа высказывания, “обеспечивающая школьникам желание вступить в общение и понимание того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах адресуются их высказывания”.
Виды речевых ситуаций:
Естественные – это те, которые учитель организует для освоения изучаемого материала. Естественные речевые ситуации обеспечивает работа со схемами (звуковыми, слоговыми, схемами предложений), когда школьники составляют связные высказывание с опорой на схему; разгадывание загадок, кроссвордов, когда ученики связно “объясняют разгадку”; сравнение предметов, явлений и т. д.
|
|
Учебные (условные) речевые ситуации – ситуации, специально создаваемые учителем для развития речи учащихся.
Варианты речевых ситуаций по способу их создания:
– наглядная ситуация создаётся с помощью сюжетных и предметных рисунков, фотографий, диафильмов, отдельных предметов, макетов, аппликаций и т. д. В качестве наглядных ситуаций может быть вид из окна, улица города, наблюдения времени года и т. д.;
– воображаемая ситуация:
а) создаётся путём опоры на те образы, которые сохранились у детей от восприятия наглядных ситуаций, предшествовавших моменту разговора;
б) создаётся путём словесного описания;
– контекстная ситуация:
а) в виде рассказа учителя;
б) в виде письменного текста
– речевая ситуация, созданная с помощью игр.
Совершенствованию умений говорить по-русски способствует построение диалогов по образцу, по данному началу, с опорой на текст, иллюстрацию, реальную речевую ситуацию. Объем диалогического высказывания – две-три реплики; вопрос – ответ, просьба – вопрос – ответ.
Устная речь чаще всего носит динамический характер: речь одного из собеседников побуждает другого к речевой реакции. Вначале основным собеседником, побуждающим учащихся к беседе, является учитель. В дальнейшем для развития навыков устной диалогической речи учитель должен организовать беседы учащихся друг с другом, где они упражняются не только в построении предложений-ответов, но и конструировании предложений-вопросов. Большую пользу для обогащения словарного запаса школьников и развития диалогической речи приносит заучивание диалогов из сказок, рассказов и разыгрывание их. В процессе диалогической речи не следует требовать обязательного употребления полных предложений.
В 1 классе развитие диалогической речи строится в основном на создании игровых ситуаций. По мере развития речи учащихся, пополнения их лексического запаса целесообразно давать темы для диалогов: “Утро школьника”, “Мы завтракаем”, “В классе”. Подтемы для бесед подбираются так, чтобы учащиеся могли представить себя участниками определенной обстановки, ситуации.